Резолютивная часть оглашена
26.04.2022 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБОУ СО "Школа-интернат N115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара" о рассмотрении вопроса о включении сведений ООО "РегионТрейд" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: Поставка продуктов питания (овощи: борщевой набор) для нужд учреждений Самарской области (извещение N 0142200001321026516, начальная (максимальная) цена контракта - 1 974 088,86 руб.),
УСТАНОВИЛА:
Согласно обращению Заказчика, ООО "РегионТрейд" не исполнило обязательства, предусмотренные условиями контракта. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об ООО "РегионТрейд" в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
16.12.2021 г. между ГБОУ СО "Школа-интернат N115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара" и ООО "РегионТрейд" был заключен контракт N0142200001321026516 на поставку продуктов питания
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту) в соответствии с Порядком приемки товара на Специализированный склад (Приложение N 6 к Техническому заданию), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пункту 3.1. Контракта Товар Заказчику/Получателю поставляется с даты заключения контракта, но не ранее 01.01.2022 г по 30.03.2022 г партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта и порядком, изложенным в разделах 2 и 4 Приложения N 6 к Техническому заданию. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика/Получателя на поставку Товара. Заказчик/Получатель направляет Заявки в пределах срока, установленного Приложением N2 к Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту). При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка/получение Товара на основании не направленной Заказчиком/Получателем Заявки не допускается.
Из пункта 3.2. Контракта следует, что заявка направляется Заказчиком/Получателем не позднее, чем за 2 (два) календарных дня до предполагаемой поставки Товара в пределах сроков, установленных пунктами 3.1 и 11.1 настоящего Контракта.
Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 2 (двух) календарных дней со дня отправки Заявки Заказчиком/Получателем.
Заказчик, в соответствии с Контрактом направлял заявки на поставку продуктов питания: N34372 от 12.01.2022; N34596 от 14.01.2022; N34731 от 17.01.2022; N35026 от 19.01.2022; N36171 от 02.02.2022; N36417 от 05.02.2022; N36474 от 07.02.2022; N36667 от 09.02.2022; N36854 от 11.02.2022; N36894 от 11.02.2022; N37962 от 28.02.2022; N38413 от 05.03.2022; N38750 от 11.03.2022; N39153 от 16.03.2022; N39331 от 18.03.2022; N39659 от 22.03.2022; N39704 от 23.03.2022; N40270 от 28.03.2022; N40452 от 30.03.2022; N40701 от 01.04.2022.
Поставка продуктов питания по заявкам частично была поставлена Поставщиком, что подтверждается товарными накладными.
12.01.2022, 20.01.2022 Заказчик направлял в адрес Поставщика требования о поставке товара.
10.02.2022 Заказчик направил в адрес Поставщика претензию в связи с непоставкой товара.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании части 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по Согласно части 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с п. 11.2 расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В связи с систематическим нарушением условий контракта, Заказчик 21.03.2022 г. принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.03.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
21.03.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было отправлено Заказчиком в адрес Поставщика заказным письмом с уведомлением и по электронной почте.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 18.04.2022 г.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из пояснений ООО "РегионТрейд" следует, что Общество не имело намерений уклоняться от исполнения контракта, а напротив, исполняло и исполняет обязательства по закупке. В рамках закупки Общество должно было поставлять ряду учреждений Самарской области сельскохозяйственную продукцию (овощи): свеклу, картофель, морковь, белокочанную капусту, лук репчатый. За период с 03.01.2022 по 01.04.2022 Общество отгрузило продукции по заключенному контракту на общую сумму 1 056 895,27 руб. За весь период Общество поставило на склад ООО "Логистик-Центр" 14 тонн 853 кг моркови, 167 817 тонн картофеля, 34 726 тонн лука, 27 318 тонн свеклы. Обществу не известно, почему из всего поставленного тоннажа продукции не были исполнены заявки заказчика. Заказчик в своем решении указывает, что не была поставлена такая продукция как белокочанная продукция. Невозможность поставки части продукции (овощей) по контракту возникла по независящим от Общества обстоятельствам, а именно - вследствие не урожайности и дефицита белокочанной капусты у производителей. При изыскании возможности исполнить заявки заказчика в части поставки белокочанной капусты Общество столкнулось с тем, что агропредприятия, у которых приобреталась продукция (овощи), сообщили о дефиците белокочанной капусты ввиду ее не урожайности, о чем свидетельствуют письма агропредприятий, которые сообщили о невозможности реализации белокочанной продукции. Общество не имело умысла на неисполнение контракта, для урегулирования сложившейся ситуации Общество направляло в адрес Заказчика ряд писем с просьбой в целях исполнения контракта направить дополнительные заявки на склад. Общество готово исполнять контракт и допоставить товар, который по каким-то непонятным причинам не был доставлен Заказчику. Однако в данной цепочке исполнения обязательств присутствует также склад - ООО "Логистик Центр". При этом склад может принять товар только в том случае, если от заказчика поступят дополнительные заявки на поставку (допоставку) товара. Со своей стороны Общество уведомляло заказчика о необходимости направления заявок на склад о допоставке товара. Однако такие заявки не были оформлены. В частности, письмами исх. от 28.03.2022, 30.03.2022, 04.04.2022 Общество просило заказчика сделать доп-заявки на склад для поставки необходимой продукции.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем открытого конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Указанный правовой подход неоднократно обозначался Верховным Судом Российской Федерации, в частности, по делам А33-6966/2017, А40-51204/2015 и др.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что участник закупки в рамках исполнения контракта совершал действия, направленные на исполнение обязательств, и предпринимал меры для корректировки сложившейся ситуации.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "РегионТрейд" в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, установлено, что в единой информационной системе в реестре контрактов содержатся сведения о добросовестном осуществлении ООО "РегионТрейд" предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием контрактов и договоров на основании Федерального закона N44-ФЗ, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
На основании вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "РегионТрейд" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 28 апреля 2022 г. N РНП 63-194
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2022