Резолютивная часть оглашена
27.04.2022 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара "Самараинформресурс" (далее - Заказчик, МБУ г.о.Самара "Самараинформресурс) о включении сведений об ООО "Комплексные Инженерные Технологии" (далее - Исполнитель, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заклчюенного о итогам электронного аукциона по объекту закупки: Выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию имущества МБУ г. о. Самара "Самараинформресурс" (извещение N 0342300000121001921, начальная (максимальная) цена контракта - 1 170 000 руб.) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об ООО "Комплексные Инженерные Технологии" Исполнитель не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
11.01.2022 между Заказчиком и Обществом на основании Протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 20.12.2021 N0342300000121001921-1 заключен контракт.
В соответствии с Техническим заданием Исполнитель обеспечивает по заявке Заказчика обслуживание информационных стендов городского округа Самара. Выполнение работ предусматривает очистку вручную всех конструктивных элементов информационного стенда со всех сторон: опор, рамы информационного поля, козырька, информационной таблички, информационного поля, удаление с помощью специализированных моющих и чистящих средств пыли и грязи, надписей, граффити, объявлений, следов клея, бумаги, скотча и иных загрязнений с опор стенда, рамы информационного поля, козырька, таблички. Очистка информационного поля включает в себя удаление объявлении, остатков бумаги и клея, скотча, граффити, несанкционированной рекламы.
Результатом качественного выполнения работ по контракту является: отсутствие пыли и грязи, надписей, граффити, объявлений, следов клея, бумаги, скотча и иных загрязнений на опорах стенда, рамы информационного поля, козырька, таблички, отсутствие на информационном поле объявлений, остатков бумаги и клея, скотча, граффити, несанкционированной рекламы.
Фактом окончания выполнения работ по заявке в соответствии с пунктом 4.1 Контракта считается факт предоставления фотоотчета Заказчику.
Работы выполняются по заявке Заказчика. Срок выполнения работ - в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения соответствующей заявки. Срок выполнения работ по заявке, включающей в себя обслуживание 50 и менее информационных стендов - в течение 1 (одного) рабочего дня с момента получения соответствующей заявки.
В адрес Исполнителя были направлены 2 заявки на выполнение работ. По результатам проведенной Заказчиком внутренней экспертизы оказанных услуг по заявкам было выявлено неоднократное некачественное выполнение работ, неисполнение в полном объеме заявок, направляемых Заказчиком. Исполнителю направлялись требования с указанием выявленных недостатков и сроков их устранения, однако, недостатки результата работы в установленный Заказчиком срок в полном объеме устранены не были.
По заявке N 1 от 11.01.2022 года количество стендов, подлежащих очистке составляло 838 штук. По 11 информационным стендам, Заказчиком было подтверждено их отсутствие по адресу, указанному в заявке. В соответствии с условиями технического задания было очищено 181 информационный стенд. Однако, очистка была осуществлена несвоевременно, не в соответствии со сроками, установленными в Контракте. Срок выполнения работ по Контракту с предоставлением фотоотчета - 19.01.2022. Фактически исполнено Исполнителем: по очистке 107 штук - 23.01.2022, по очистке 74 штук - 31.01.2022.
По очистке 646 информационных стендов в адрес Исполнителя было направлено требование об устранении нарушений от 25.01.2022 с указанием конкретных недостатков по каждому информационному стенду, подлежащих устранению. Однако, Исполнителем данные нарушения в полном объеме устранены не были. После проведения внутренней экспертизы предоставленных фотоотчетов после устранения недостатков, в адрес Исполнителя был направлен список недочетов, которые не устранены, с предложением оформить акт выявленных недостатков. Однако от подписания акта Исполнитель отказался.
16.02.2022 в адрес Исполнителя была направлена заявка N 2 на очистку информационных стендов в количестве 827 штук.
Срок выполнения работ по заявке с предоставлением фотоотчета - 25.02.2022. Согласно условиям контракта Исполнителем по части информационных стендов были направлены предварительные фотоотчеты, в соответствии с которыми те стенды, по которым в рамках выполнения работ по заявке N 1 Исполнитель ссылался на невозможность качественного выполнения работ по данным стендам, в рамках второй заявки данные нарушения устранены, о чем Исполнителю было сообщено. В срок, установленный Контрактом, услуги Исполнителем оказаны не были. В адрес Исполнителя было направлено требование об устранении выявленных нарушений в срок до 09.03.2022.
09.03.2022 года Исполнителем был предоставлен в адрес Заказчика фотоотчет, не соответствующий требованиям Технического задания, а именно отсутствие на фотографиях метаданных по стандарту EXIF: дата и время съемки, географические координаты местоположения, о чем незамедлительно было сообщено Исполнителю.
По состоянию на 16.03.2022 фотоотчет по заявке N 2, соответствующий требованиям Контракта, Исполнителем не предоставлен.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая изложенные обстоятельства, 18.03.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
18.03.2022 решение Заказчика было размещено в ЕИС, а также направлено заказным письмом Исполнителю по адресу, указанному в Контракте.
06.04.2022 решение получено директором Общества нарочно, о чем свидетельствует соответствующая отметка в решении.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 19.04.2022.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пояснениям Общества, в акте о недостатках Заказчик ссылается на испорченные краской стенды, однако при оказании услуг красящие материалы исполнителем не использовались. Вместе с тем, большое количество информационных стендов требуют косметического ремонта (коррозия, отслойка лакокрасочного покрытия, въевшиеся следы клея), что затрудняло их приведение в состояние, соответствующее условиям Технического задания. Также Общество не было уведомлено Заказчиком о предстоящей выездной проверке, в связи с чем Общество было лишено возможности участия в ней.
Таким образом, Общество полагает, что услуги оказывались в установленном контрактом порядке.
Однако, вышеприведенные пояснения Общества не опровергают факт недобросовестного поведения Исполнителя при исполнении Контракта, а также не свидетельствуют о наличии обстоятельств, не позволяющих исполнить взятые на Общество обязательства по контракту.
Комиссия Самарского УФАС России установила, что на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также его вступления в законную силу, обязательства, предусмотренные контрактом Исполнителем не выполнены.
На заседании Комиссии Заказчик настаивал на включении ООО "Комплексные Инженерные Технологии" в Реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае Обществом не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "Комплексные Инженерные Технологии" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Исполнителя.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Комплексные Инженерные Технологии" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Исполнителем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Комплексные Инженерные Технологии"; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "Комплексные Инженерные Технологии", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 29 апреля 2022 г. N РНП-63-198
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2022