Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Илясова В.С. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая поликлиника N 2" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку средств дезинфицирующих медицинского назначения (изв.N 0356300248722000054),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии с "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300248722000054 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку средств дезинфицирующих медицинского назначения.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 05.04.2022 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 616 163,34 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 14.04.2022 г;
Заявитель жалобы считает, что Заказчиком допущено нарушение при формировании Технического задания, поскольку требования ТЗ ограничивают конкуренцию.
В частности, ИП Илясов полагает, что требование, установленное в п. 5 Технического задания является излишним и необоснованным.
Кроме этого, ИП Илясов считает, что в нарушение норм действующего законодательства, Заказчиком не установлены обязательные требования, предусмотренные СанПин 3.3686-21 и Государственной системой санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации.
Представители Заказчика c доводами жалобы не согласны, о чём изложили в своих письменных возражениях.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно п. 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом в силу п. 6 Правил использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в разделе "Объект закупки" Извещения о проведении электронного аукциона указано наименование товаров, необходимого Заказчику: средство дезинфицирующее медицинского назначения, жидкость.
Требования к поставляемым товарам установлены в Приложении "Техническое задание".
Заявитель полагает, что требования, установленные в техническом задании чрезмерно детализированы, что ведёт к ограничению конкуренции.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что все дополнительные требования, установленные в Техническом задании были обоснованы.
Заказчиком в адрес Комиссии были представлены коммерческие предложения и регистрационные удостоверения.
Исходя из анализа представленных документов, Комиссией установлено, что требованиям аукционной документации соответствуют дезинфицирующие средства следующих производителей.
- По первой позиции Технического задания - ООО "Базовая дезинфекция", ООО "Рудез", АО "НПО "Новодез".
- По второй позиции Технического задания - ООО "РусХим", ООО "Торимед", АО "НПО "Новодез"
- По третей позиции Технического задания - ООО "Медлекспром", ООО "Дельтасепт"
- По четвёртой позиции Технического задания - ООО "Гигиена Мед", ООО "Технопром", АО "НПО "Новодез".
- По пятой позиции Технического задания - ООО "Дезснаб-Трейд", ООО "Медлекспром", АО "НПО Новодез".
- По шестой части Технического задания - ООО "Фиалтек", ООО "РусБиоАгроФарм".
- По седьмой позиции Технического задания - ООО "ПКФ Вест", ООО "Торимед", ООО "Сателит".
- По восьмой позиции Технического задания - ООО "ПКФ Вест", ООО "Ацея", ООО "Сателит".
Таким образом, Комиссия делает вывод, что требованиям Технического задания соответствуют как минимум два товара различных производителей.
Исходя из совокупности изложенного, в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках не установлено. Доказательств обратного в материалах жалобы не предоставлено.
В отношении довода жалобы о том, что что в нарушение норм действующего законодательства, Заказчиком не установлены обязательные требования, предусмотренные СанПин 3.3686-21 и Государственной системой санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации, Комиссия управления отмечает следующее.
Как было указано выше, Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться положениями, указанными в ст. 33 Закона о закупках, в частности, руководствоваться техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара.
Вместе с тем, в ходе анализа норм СанПин 3.3686-21, Комиссией управления установлено, что такие нормы регламентируют проведение дезинфицирующих мероприятий, а не содержат показателей, требований, качественных характеристик, которыми должен руководствоваться Заказчик при описании объекта закупки.
Кроме того, участниками Закупки в составе вторых частей заявок были предоставлены свидетельства о прохождении государственной регистрации, в ходе которой устанавливается соответствие единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Обязанность предоставления такого свидетельства установлена в п. 3 приложения к Извещению о проведении закупки - "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке"
В отношении довода Заявителя о том, что в п. N 5 Технического задания установлено излишнее требование о том, что средство необходимое Заказчику должно быть предназначено для дезинфекции посуды, Комиссия управления отмечает.
В указанном пункте Технического задания не установлено, что такая посуда является посудой, предназначенной для приёма пищи.
Пп. 9 п. 5 Технического задания гласит:
9. |
Предназначено |
для дезинфекции, в том числе совмещенной с предстерилизационной очисткой изделий медицинского назначения (включая хирургические инструменты) ручным способом |
для дезинфекции поверхностей в помещениях, поверхностей приборов и аппаратов, санитарно-технического оборудования, дезинфекции белья, посуды и др. |
Таким образом, посуда, указанная в Техническом задании может являться лабораторной посудой. Кроме этого, любое дезинфицирующее средство имеет режимы дезинфекции как посуды с остатками пищи, так и лабораторной посуды.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки, Комиссией установлено, что значение показателя - "и др.", указанная Заказчиком не является конкретной характеристикой, что в свою очередь не позволяет определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В вышеуказанных действиях Заказчика усматриваются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2022 NИЭА1, на участие в Закупке было подано 3 заявки, 2 из которых были признаны соответствующими требованиям Извещения.
Заявка, признанная несоответствующей требованиям, установленным в Извещении, была отклонена по основаниям, не оспариваемым Заявителем.
Максимальное снижение предложения о цене контракта составило 19,5 % от НМЦК.
Таким образом, указанное нарушение не привело к ограничению количества участников закупки.
Поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, а также с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Илясова В.С. на действия ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая поликлиника N 2" при проведении электронного аукциона на поставку средств дезинфицирующих медицинского назначения (изв.N 0356300248722000054) необоснованной.
2. Признать в дйствиях Заказчиа нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 апреля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2022