Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
в отсутствие ИП Попова А.Л. или его представителей., в отсутствие представителей Администрации Александровского муниципального округа (извещены надлежащим образом),
рассмотрев обращение Администрации Александровского муниципального округа (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Попове А.Л. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на приобретение в муниципальную собственность Александровского муниципального округа благоустроенных жилых помещений (в г. Александровске) (изв. N 0156600045322000041).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156600045322000041 Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение в муниципальную собственность Александровского муниципального округа благоустроенных жилых помещений (в г. Александровске). Начальная (максимальная) цена контракта -785 820,80 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 19.04.2022 г. N 004784-22) рассмотрение заявления было назначено на 21.04.2022 в 16:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 15:00 25.04.2022 г. с целью изучения и анализа доводов заявления. После перерыва рассмотрение заявления продолжено Комиссией в прежнем составе без участия сторон.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) установлено следующее.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.04.2022 победителем электронного аукциона признан ИП Попов А.Л.. Цена Контракта составляет 530 960,00 рублей.
В силу ч. 1 ст. 51 Закона о закупках по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о закупках, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
Пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о закупках установлено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
Согласно части 6 ст. 51 Закона о закупках в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В ч. 4 ст. 96 Закона о закупках установлено, что заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи.
Комиссией установлено, что 07.04.2022 г. Заказчик разместил в единой информационной системе (далее - ЕИС) проект контракта согласно ч. 2 ст. 51 Закона о закупках. Вместе с тем, в регламентированный Законом о закупках срок (14.04.2022 г.) контракт победителем закупки не подписан.
На основании изложенного, 15.04.2022 г. Заказчиком был составлен протокол признания ИП Попова А.Л. уклонившимся от заключения контракта, протокол признания ИП Попова А.Л. уклонившимся размещен в ЕИС 18.04.2022 г.
Поскольку Заказчик должен разместить протокол уклонения от заключения контракта не позднее 15.04.2022 г., в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 6 ст. 51 Закона о закупках.
В действиях Заказчика присутствуют признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 104 Закона о закупках предусмотрено, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация об уклонении ИП Попова А.Л. была направлена в Пермское УФАС России 18.04.2022 г.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что указанное обстоятельство не влияет на наличие/отсутствие вины в уклонении от заключения Контракта.
Из уведомления об уклонении участника закупки от заключения контракта установлено, что проект контракта и/или документ об обеспечении исполнения контракта электронного аукциона N0156600045322000041, подписанный ЭП участника закупки, с которым заключается контракт, не направлен оператору электронной площадки в установленные законом о закупках сроки.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно ч. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Из пояснений ИП Попова А.Л. следует, что подписать проект контракта не удалось из-за технической ошибки, возникшей при входе на электронную цифровую площадку. В качестве подтверждения приложен скриншот об ошибке, возникшей при входе ("Подключение не защищено").
Комиссия, изучив пояснения сторон, представленные документы и информацию, размещенную в ЕИС, отмечает следующее.
Комиссией установлено, что 08.04.2022, 10.04.2022, 11.04.2022 гг. участник неоднократно успешно авторизовался на электронной торговой площадке, о чем свидетельствует отчет об активности, предоставленный электронной торговой площадкой, из чего следует, что у него была техническая возможность подписать Контракт. Более того, каких-либо иных доказательств, подтверждающих неисправность компьютерной техники, программного обеспечения, не представлено.
Кроме того, участником не представлено доказательств наличия предлагаемого к продаже недвижимого имущества и внесения средств на муниципальный счет Заказчика либо получения независимой гарантии в целях обеспечения исполнения контракта.
Вина Попова А.Л. уклонении от заключения контракта является доказанной, поскольку Попов А.Л., уклоняясь от заключения контракта, должен был и мог предвидеть возможность наступления вредных последствий своего бездействия, выражающегося в неподписании контракта, но без достаточных к тому оснований не предотвратила возможности наступления таких последствий.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Таким бездействием Попов А.Л. нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Комиссией установлено, что в действиях Попова А.Л. имело место уклонение от заключения контракта в порядке и на условиях, предусмотренных Законом о закупках.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Оценив в совокупности все обстоятельства по обращению Заказчика об уклонении Попова А.Л. от заключения контракта, Комиссия приходит к выводу о необходимости включения сведений об ИП Попове А.Л в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ИП Попова А.Л. не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ИП Попове Анатолии Леонидовиче в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведения об ИП Попове Анатолии Леонидовиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
3. Датой исключения сведений об ИП Попове Анатолии Леонидовиче 28.04.2024 г.
4. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-197 от 25.04.2022 г. на 1 л.
5. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения требований ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-197 от 25.04.2022 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
15.04.2022 г |
20.04.2022 |
18.04.2022 |
- |
18.04.2022 |
25.04.2022 |
25.04.2022 |
- |
28.05.2022 |
28.04.2022 |
- |
- |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 апреля 2022 г. N РНП-59-197
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2022