Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
в присутствии представителя АО "МосводоканалНИИпроект" - Коморина Ю.Н., действующего на основании доверенности, представителя УЖКХ г. Кунгура - Сидоровой К.О., действующей на основании доверенности.
рассмотрев обращение УЖКХ Администрации г. Кунгура (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об АО "Институт МосводоканалНИИпроект" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение проектно-изыскательских работ на реконструкцию систем водоснабжения муниципальных образований Пермского края (изв. N 0156600007920000033).
УСТАНОВИЛА:
09.03.2021 г. между Заказчиком и АО "Институт МосводоканалНИИпроект" был заключен контракт N 01566000079200000330003 на Выполнение проектно-изыскательских работ на реконструкцию систем водоснабжения муниципальных образований Пермского края.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
29.03.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, ввиду ненадлежащего исполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, а именно, из-за просрока исполнения Контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить проектно-изыскательские работы на реконструкцию систем водоснабжения муниципального образования Пермского края (далее - работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Результатом выполненных работ является проектно-сметная документация, разработанная по этапам проектно-изыскательских работ (ПИР), проектная документация (П) и рабочая документация (Р): Разработанная в соответствии с требованиям Градостроительного кодекса РФ, требованиям Постановления правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", критериям, установленным Постановлением правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1159 "О критериях экономической эффективности проектной документации", техническим регламентам, санитарным нормам, требованиям пожарной безопасности и иным нормативным актам, а также требованиям настоящего Контракта.
1.3. Объем работ, требования к качеству и порядку выполнения работ, требования к результату работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
3.4. Приемка выполненных работ (результатов работ) осуществляется Заказчиком.
3.5. Подрядчик в течение 2 (двух) рабочих дней с момента завершения Работ направляет результат Работ на согласование Заказчику по накладной, оформляемой в 2-х экземплярах и содержащей опись передаваемой Заказчику документации. Результат работ передается на бумажных и электронном носителе, при этом указанный электронный носитель должен соответствовать требованиям, указанным в приложении N 1 к Техническому заданию.
3.6. Приемка результатов Работ производится Заказчиком в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты получения соответствующих материалов, указанных в п. 3.3. Контракта по накладной и оформляется Актом о приемке выполненных работ, подписываемых в 2-х (двух) экземплярах с предоставлением Подрядчиком счета на оплату, счета- фактуры (при наличии),
3.7. В случае обнаружения Заказчиком недостатков выполненных работ, Заказчик направляет в адрес Подрядчика мотивированный отказ от согласования/приёмки результатов выполненных работ с перечнем выявленных нарушений и недостатков, а также сроков их устранения.
3.8. В случае, если результат Работ подлежит государственной экспертизе, то приёмка осуществляется при наличии положительного результата государственной экспертизы.
3.9. В случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации в связи с некачественным исполнением подрядчиком своих обязательств по контракту Заказчик направляет Подрядчику мотивированный отказ от приемки работ, содержащий перечень недостатков и замечаний, подлежащих устранению. К мотивированному отказу прилагается копия соответствующего заключения государственной экспертизы. Документация возвращается на доработку Подрядчику при этом повторная экспертиза документации оплачивается Подрядчиком за счет собственных средств.
3.10. Повторная процедура сдачи-приемки документации проводится в порядке, установленном настоящим пунктом Контракта, по письменному извещению Заказчика Поставщиком об устранении выявленных недостатков.
3.11. Подписание документа о приемке выполненной работы (ее результатов), осуществляется Заказчиком в срок, указанный в п. 3.4. настоящего Контракта.
3.12. Для проверки выполненных работ (ее результатов) Подрядчиком, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
3.13. Для проведения экспертизы эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Заказчика и Подрядчика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта и отдельным этапам исполнения Контракта. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения. В случае, если по результатам экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке выполненных работ, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
3.14. В случае привлечения Заказчиком для проведения экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке выполненных работ (их результата), предусмотренных Контрактом, Заказчик (приемочная комиссия) должен учитывать отраженные в заключении по результатам экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
8.2. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным Законом о контрактной системе.
8.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих
случаях:
8.4.2. Если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
8.4.3 Непредставление Подрядчиком приказа о назначении ответственного лица от Подрядчика в установленный срок;
8.4.4 В случае просрочки Подрядчиком сроков сдачи результатов работ (в том числе промежуточных) более чем на 5 рабочих дней;
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном частью 17.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 части 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
4) в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном частью 20.2 статьи 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона о закупках информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о закупках в случае, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято 29.03.2022 г.
30.03.2022 г. - уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке размещено в ЕИС и направлено Подрядчику по электронной почте, посредством почтовой связи.
04.04.2022 г. - дата надлежащего уведомления, поскольку Заказчику стало известно о том, что Подрядчиком получено решение об одностороннем расторжении контракта.
15.04.2022 г. - Заказчик считал датой вступления решения в силу, статус Контракта в ЕИС был изменён на "Исполнение прекращено".
15.04.2022 г. решение об одностороннем отказе было направлено в Пермское УФАС России.
Комиссией установлено, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат нормам Закона о закупках.
Рассмотрев материалы и документы, предоставленные в обращении, Комиссия установила следующее.
В процессе выполнения работ Подрядчик неоднократно направлял в адрес Заказчика запросы о предоставлении ему исходных данных, необходимых для выполнения работ и формирования томов проектно-сметной документации по Контракту для прохождения соответствующей государственной экспертизы (исх. N 18-116/569 от 19.03.2021; исх. N 26-116/1083 от 06.05.2021; исх. N 18-116/1086 от 06.05.2021; исх. N 2308/21 от 27.09.2021). Однако Заказчик исходные данные в полном объёме Подрядчику не предоставил.
01.10.2021 года Подрядчик направил Заказчику разработанную им проектную и отчётную документацию в составе, предусмотренном Техническим заданием (приложение N 1 к Контракту), за исключением вышеупомянутых исходных данных (исх. N 2337/21).
18.10.2021 года Подрядчик направил в адрес Заказчика откорректированную по замечаниям Заказчика проектную документацию (исх. N 2456/21).
25.10.2021 года Подрядчик уведомил Заказчика о том, что отсутствие подтверждённых исходных данных ведёт к срыву сроков работ (исх. N 2528/21).
23.11.2021 года Подрядчик уведомил Заказчика о том, что в составе ранее направленной в его адрес проектной и отчётной документации отсутствуют исходные данные, не предоставленные самим же Заказчиком (исх. N 2747/21).
03.12.2021 г. Заказчик получил письмо от Управления Государственной экспертизы Пермского края о том, что документы, направленные на экспертизу остаются без рассмотрения, поскольку не соответствуют требованиям, установленным Приказом Минстроя России.
Подрядчик, в своих пояснениях указал, что получение положительного результата экспертизы было бы невозможно без предоставления Заказчиком исходных данных, которые в период исполнения Контракта были неоднократно запрошены.
Из вышеуказанного следует, что Подрядчик осуществлял все зависящие от него действия, направленные на исполнение обязательств по Контракту, поскольку проектная документация была разработана и направлена Заказчику, недостаток материалов обусловлен тем, что Заказчиком не было оказано должное содействие Обществу при исполнении Контракта.
Кроме того, Подрядчик в своих пояснениях указал, что 20.12.2021 года Общество в соответствии с п. 20 ст. 95 Закона о закупках (в редакции, действовавшей до 01.01.2022 года) направил в адрес Заказчика уведомление об одностороннем отказе от исполнения Муниципального контракта от 09.03.2021 года N 0156000079200000330003 в связи с тем, что Заказчиком не было оказано должного содействия при исполнении Контракта.
Вышеуказанное уведомление было направлено Заказчику как по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Заказчика, указанному в Контракте (отчёт об отслеживании 10500566195631), так и посредством электронной почты по адресу ugh-kungur@mail.ru.
Однако вышеуказанное решение не было получено Заказчиком, письмо вернулось Подрядчику по истечении срока хранения Почтой России.
По мнению Подрядчика, в следствие нарушения заказчиком условий Контракта, послуживших основанием для принятия подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Подрядчику был причинён ущерб (убытки).
18.01.2022 года (исх. N 46/22) Подрядчик направил в адрес Заказчика досудебную претензию.
Указанный выше спор передан на рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края, и на 17.05.2022 г. назначено судебное заседание по делу NА50-2966/2022 по иску Подрядчика к Заказчику о взыскании ущерба в размере 9 252 906,67 рублей.
Таким образом, спор возникший между сторонами носит гражданско-правовой характер и не рассматривается Антимонопольным органом, в рамках его полномочий.
Комиссия принимает во внимание, что АО "Институт МосводоканалНИИпроект" за период с 2015 г. по настоящее время заключено 39 Государственных Контрактов.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия Контракта, обстоятельства дела, а также иные представленные документы, поскольку при принятии решения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об АО "Институт МосводоканалНИИпроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 апреля 2022 г. N РНП-59-200
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2022