Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
<_>
рассмотрев жалобу ООО "Ф - Маркет",
У С Т А Н О В И Л А:
14.04.2022 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Ф-Маркет" (далее - Заявитель) на действия министерства здравоохранения Кировской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку аппарата для суточного мониторирования артериального давления (извещение N 0340200003322003359). Уполномоченное учреждение - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок".
Заявитель сообщает, что Заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Заказчик не использовал при описании объекта закупки обязательный КТРУ 26.60.12.129 - 00000200. В техническом задании установлены дополнительные характеристики товара (наличие встроенного модуля, размеры манжет), не предусмотренные КТРУ и ограничивающие количество участников закупки.
Рассмотрение жалобы назначено на 20.04.2022 г. откладывалось на 21.04.2022 г., стороны извещены по адресам электронной почты.
Уполномоченное учреждение представило письменные пояснения, из которых следует, что проект контракта и техническое задание утверждаются заказчиком. Также направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
На заседании комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы. Отметил, что Заказчик сознательно указал только код ОКПД2 26.60.12.129, чтобы указать характеристики товара, не предусмотренные КТРУ 26.60.12.129 - 00000200. Кроме того, УФАС по Нижегородской области ООО "Петр Телегин", чей товар единственно соответствует техническому заданию, признан участником картельного сговора. Добавил, что вышеназванная позиция КТРУ не содержит характеристик комплектации. Отметил, что указанные в техническом задании характеристики "внешний модуль активности", "манжеты плеча" в своей совокупности не позволяют поставить товар иных производителей кроме ООО "Петр Телегин".
Представитель Заказчика подтвердил письменные пояснения, указал, что аукционное задание закупки составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Заказчик самостоятельно установил в извещении все характеристики закупаемого товара, исходя из потребностей. При подготовке к размещению закупки Заказчиком исследовались коды КТРУ 26.60.12.129-00000200, 26.60.12.129-00000201, 26.60.12.129-00000202, которые не подошли ввиду отсутствия в КТРУ характеристик комплектности (внешний модуль активности и положения тела, программное обеспечение на CD диске, манжеты плеча в определенном размерном диапазоне, аккумулятор типа размера АА, зарядное устройство на 4 аккумулятора АА).
Считает, что поставщик не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобрести товар, отвечающий требованиям извещения и удовлетворяющий потребностям Заказчика. В дополнение к своим пояснениям представил коммерческие предложения. Доводы жалобы считает необоснованными, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заявителя и Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
01.04.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322003359 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку аппарата для суточного мониторирования артериального давления. Начальная (максимальная) цена контракта - 659 500,00 руб. Окончание срока подачи заявок - 19.04.2022 года.
Печатной формой извещения установлен код ОКП2 26.60.12.129, код КТРУ не установлен.
Также печатной формой извещения установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в силу Постановления Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
11.04.2022 г. было размещено измененное техническое задание, согласно которому закупается следующий товар.
Наименование товара, единица измерения, количество товара, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки* |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения)** |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
Требования заказчика к указанию минимальных и (или) максимальных значений характеристик товара участником закупки*** |
Аппарат для суточного мониторирования артериального давления, шт, 4, 26.60.12.129 |
Внешний (не встроенный в аппарат АД) модуль регистрации активности и положения тела пациента, подключаемый к аппарату АД при мониторировании АД |
|
|
|
Детский режим работы |
|
|
|
|
|
Количество запоминаемых результатов измерений, шт. |
Не менее 20 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Минимальное значение систолического АД, мм рт ст |
Не более 60 |
Одно значение или несколько значений |
|
Комплект поставки | ||||
Внешний модуль регистрации активности и положения тела пациента |
Регистратор АД, шт. |
Не менее 1 |
Одно значение или несколько значений |
|
Программное обеспечение на CD-диске |
Кабель связи, шт. |
Не менее 1 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Отдельный пневмошланг с герметичным пневматическим разъемом для манжет, шт. |
Не менее 2 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Манжета для плеча диапазон от 24 до 32 см, шт |
Не менее 1 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Манжета для плеча диапазон от 28 до 40 см, шт. |
Не менее 1 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Аккумулятор типа размера АА, шт. |
Не менее 4 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Зарядное устройство на 4 аккумулятора АА, шт. |
Не менее 1 |
Одно значение или несколько значений |
|
* Участник закупки не вправе изменять характеристики товара и (или) их значения или выходить за пределы их допустимых значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке. ** Участник закупки указывает характеристики товара, значения которых установлены в рамках их минимальных и (или) максимальных значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке. *** Участник закупки указывает следующие значения или диапазонные значения характеристик товара: "Одно значение или несколько значений" - участник закупки указывает одно значение или несколько значений из установленного диапазона, допускается диапазон значений; "Диапазонное значение" - участник закупки указывает диапазон значений (минимальное и максимальное значения) в рамках допустимых пределов. |
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции, порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке - Постановление N 878).
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки (пункт 5 Постановления N 878).
Таким образом, в случае применения ограничений, установленных Постановлением N 878, заказчик не вправе указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (Письмо ФАС России от 14.12.2020 N МЕ/109921/20).
Указанный Заказчиком код ОКПД2 26.60.12.129 содержится в Постановлении N 878 под маркировкой "Приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки".
Из письма Минфина России от 14.09.2020 N 24-06-05/80634 также следует, что описание закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд товаров, работ, услуг осуществляется в соответствии с содержащимися в позициях каталога техническими (функциональным) характеристиками, а также дополнительными техническими (функциональными) характеристиками, указываемыми заказчиком самостоятельно при наличии соответствующей потребности, за исключением закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Таким образом, в случае применения ограничений, установленных Постановлением N 878, Заказчик не вправе указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
По смыслу пункта 7 Правил его применение обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара как такового. Иное толкование по своей сути исключает целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленный потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать его характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 N 19АП-266/2022 по делу N А48-9099/2021). Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19.
Согласно извещению непосредственный объект закупки определен как аппарат для суточного мониторирования артериального давления с применением кода ОКПД2: 26.60.12.129. При этом, из раздела "Техническое задание" следует, что предметом закупки являлась поставка регистратора амбулаторного для длительного мониторинга артериального давления, с характеристиками, которые установлены кодом КТРУ - 26.60.12.129-00000200, обязательным к применению.
Согласно коду КТРУ - 26.60.12.129-00000200 Регистратор амбулаторный для длительного мониторинга артериального давления должен быть описан с учетом следующих характеристик.
НАИМЕНОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Датчик тонов Короткова (характеристика не является обязательной для применения) |
Да |
|
Неважно |
|
|
Детский режим работы (характеристика не является обязательной для применения) |
Да |
|
Неважно |
|
|
Количество запоминаемых результатов измерений (характеристика является обязательной для применения) |
20 |
Штука |
Минимальное значение систолического АД (характеристика является обязательной для применения) |
60 |
Миллиметр ртутного столба |
В свою очередь, при сопоставлении описания объекта закупки, включенного в Техническое задание, с описанием товара по позиции кода КТРУ 26.60.12.129-00000200, усматривается, что заказчиком при описании объекта закупки были использованы характеристики товара, как включенные в позицию КТРУ (Количество запоминаемых результатов измерений, минимальное значение систолического АД, детский режим работы), так и не включенные в данный код КТРУ (внешний модуль регистрации активности и положения тела пациента, программное обеспечение на CD-диске, кабель связи, отдельный пневмошланг с герметичным пневматическим разъемом для манжет, манжета для плеча диапазон от 24 до 32 см, зарядное устройство на 4 аккумулятора АА, аккумулятор типа размера АА, манжета для плеча диапазон от 28 до 40 см).
Использование наименований и значений характеристик, соответствующих позиции кода КТРУ 26.60.12.129-00000200, свидетельствует об осведомленности Заказчика о наличии данного кода КТРУ. Использование кода ОКПД2 вместо кода КТРУ свидетельствует о намерении Заказчика обойти требования законодательства относительно применения КТРУ и использовать дополнительные характеристики (комплектация), не предусмотренные КТРУ.
Таким образом, поскольку позиция закупаемого товара на момент проведения закупки имелась в КТРУ, Заказчиком при описании объекта закупки был неправомерно использован код ОКПД2, вместо кода КТРУ, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
Кроме того, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиком любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (части 1 и 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Комиссия Кировского УФАС России, рассмотрев представленные Заказчиком и Заявителем регистрационные удостоверения (Производители: ООО "Диа Парк", ООО "Петр Телегин", ООО "Оксфорд Медикал", ООО "Ф-Маркет", "Медтех Лтд"), установила, что требованиям технического задания полностью соответствует только продукция ООО "Петр Телегин".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.04.2022 NИЗК1 на участие в закупке подана одна заявка. Участником предложен товар производства ООО "Петр Телегин", что свидетельствует об ограничении количества участников закупки, отсутствии экономии бюджетных средств.
Таким образом, довод Заявителя обоснован.
Устранение допущенного нарушения возможно путем выдачи предписания.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Ф - Маркет" на действия министерства здравоохранения Кировской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку аппарата для суточного мониторирования артериального давления (извещение N 0340200003322003359), в связи с нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
2. Выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 21 апреля 2022 г. N 043/06/106-317/2022 (ключевые темы: государственные и муниципальные нужды - участники закупок - иностранные государства - техническое задание - суточные)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2022
Об обжаловании настоящего решения, см. Решение Арбитражного суда Кировской области от 12 декабря 2022 г. по делу N А28-5477/2022