Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок,
членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Дедова В.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от Заказчика - Администрации Топчихинского района Алтайского края Исупова Максима Сергеевича путем видеоконференции;
от ООО "Контур" Булатова Алексея Анатольевича, Давыдовой Анны Николаевны путем видеоконференции,
рассмотрев заявление Заказчика - Администрации Топчихинского района Алтайского края о включении сведений об ООО "Контур", его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0117300011721000029 "Выполнение работ по проведению инженерных изысканий, разработке проектно-сметной и рабочей документации по объекту "Рекультивация земель площадки складирования ТКО площадью 4 га с. Топчиха Топчихинского района Алтайского края" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - Администрации Топчихинского района Алтайского края о включении сведений об ООО "Контур" (далее - Общество, Подрядчик), его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0117300011721000029 "Выполнение работ по проведению инженерных изысканий, разработке проектно-сметной и рабочей документации по объекту "Рекультивация земель площадки складирования ТКО площадью 4 га с. Топчиха Топчихинского района Алтайского края".
Представитель Заказчика пояснил, что поскольку работы по контракту не были выполнены Подрядчиком в установленный срок, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение вступило в силу и контракт считается расторгнутым, в связи с чем Заказчик просит включить сведения об ООО "Контур" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представители Подрядчика пояснили, что часть работ по контракту, а именно изыскания, Подрядчик выполнил, оставшуюся часть работ - разработку проектной документации Подрядчик планировал выполнить силами привлеченной организацией, поскольку не имеет членство в саморегулируемой организации в области проектирования, а также пояснили, что Подрядчик нарушил срок выполнения работ по причине не предоставления Заказчиком необходимого документа - мониторинг состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, донных отложений и растений , шумового загрязнения в зоне неблагоприятного влияния полигона за последние 3 года.
Заслушав пояснения сторон, изучив документы в материалах дела, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
29.10.2021 г. заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0117300011721000029 "Выполнение работ по проведению инженерных изысканий, разработке проектно-сметной и рабочей документации по объекту "Рекультивация земель площадки складирования ТКО площадью 4 га с. Топчиха Топчихинского района Алтайского края", а также аукционная документация, проект контракта, задание на проектирование и пр.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.11.2021 г. заявка ООО "Контур" была признана соответствующей требованиям аукционной документации.
26.11.2021 г. по итогам электронного аукциона между Администрацией Топчихинского района Алтайского края и ООО "Контур" был заключен муниципальный контракт N 2021-29 на выполнение работ (далее - контракт).
Согласно разделу 1 контракта Подрядчик обязуется собственными и (или) привлеченными силами своевременно по заданию Заказчика выполнить работы по проведению инженерных изысканий, разработке проектно-сметной и рабочей документации по объекту "Рекультивация земель площадки складирования ТКО площадью 4 га с. Топчиха Топчихинского района Алтайского края" (далее - "работа") и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Результатом выполненной работы являются проектная, рабочая документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий (при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий).
Состав и объем работы определяется приложением (ями) N 1 к Контракту (задание на проектирование).
Место выполнения работы: 659070, Алтайский край, Топчихинский район, территория Топчихинского сельсовета, в 500 м. к востоку от жилой зоны с. Топчиха (земельный участок с кадастровым номером 22:49:020117:294, площадь 40001 м2) (далее - "место выполнения работы").
Согласно п. 4.1, 4.2 контракта Подрядчик приступает к выполнению работы с момента подписания Контракта Сторонами. Работа должна быть закончена не позднее "28" февраля 2022 г. При этом срок выполнения работ включает в себя получение положительного заключения государственной экспертизы в организациях, уполномоченных на проведение государственной экспертизы.
В соответствии с п. 5.1 контракта приемка результата работы на соответствие требованиям, установленным в Контракте, осуществляется за весь предусмотренный Контрактом объем работы.
В материалах дела имеются следующие документы:
- письмо Заказчика от 14.12.2021 г. о необходимости приступить к выполнению работ;
- ответ Подрядчика (вх. от 15.12.2021 г.) о ходе выполнения работ;
- письма Подрядчика от 23.12.2021 г. о предоставлении исходных данных ( исх. NN 592, 594, 599, 599);
- ответы Заказчика от 27.12.2021 г., от 30.12.2021 г. о предоставлении исходных данных;
- письмо Заказчика от 19.01.2022 г. с запросом о ходе выполнения работ;
- ответ Подрядчика от 09.02.2022 г. о ходе выполнения работ, а также о невозможности разработать проектно-сметную документацию в связи с отсутствием аккредитации на проектные работы, с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон;
- акт Заказчика N 1 от 01.03.2022 г. о том, что работы по контракту не выполнены.
15.03.2022 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что работы по контракту не выполнены: проектная, рабочая документация, инженерные изыскания при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации отсутствуют.
В материалах дела также имеется письмо Подрядчика от 21.03.2021 г. о ходе исполнения контракта, направлении результатов части работ, в котором Подрядчик также уведомляет, что нарушение срока выполнения работ было допущено Подрядчиком по причине не предоставления Заказчиком необходимого документа - мониторинга состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, донных отложений и растений , шумового загрязнения в зоне неблагоприятного влияния полигона за последние 3 года, проводимого в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.2.1.1200-03; а также ответ Заказчика от 25.03.2022 г., согласно которому Заказчик может принять работы только в полном объеме, по состоянию на 01.03.2022 г. работы по контракту не выполнены, положительное заключение государственной экспертизы не получено, в связи с чем невозможно отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2 контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что завершение работы к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным.
во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и Подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с пунктом 2 и 3 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и Подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
Комиссия не ставит под сомнение право Заказчика принять односторонний отказ от исполнения контракта, поскольку Подрядчик не выполнил работы по контракту в установленный срок, чем нарушил существенное условие контракта.
Из материалов дела следует, что фактически к работам Подрядчик приступил в конце декабря 2021 г. Подрядчик в своих письмах сообщал о ходе выполнения работ, запрашивал необходимые сведения, однако, необходимый для него документ, как утверждает Подрядчик - мониторинг состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, донных отложений и растений , шумового загрязнения в зоне неблагоприятного влияния полигона за последние 3 года, был впервые запрошен у Заказчика только в письме от 21.03.2022 г., т.е. после получения им решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что работы Подрядчиком выполнялись медленно и Заказчик имел все основания считать, что работа не будет выполнена к установленному сроку.
Вместе с тем, Комиссия установила, что согласно п. 7 информационной карты аукционной документации к участникам закупки было установлено требование о наличии членства саморегулируемой организаций в области архитектурно-строительного проектирования, что должно подтверждаться выпиской из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, а также было установлено, что в случае, если участником закупки работы по инженерным изысканиям будут выполняться собственными силами, то участник закупки также должен являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, что также должно подтверждаться выпиской из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки.
В составе заявки ООО "Контур" на участие в закупке содержалась выписка из реестра членов саморегулируемой организации "Ассоциация СРО "Центризыскания" от 18.10.2021 г., дающая право выполнять ООО "Контур" только инженерные изыскания.
Сведения о наличии у ООО "Контур" членства в СРО в области выполнения проектных работ в едином реестре членов СРО (https://reestr.nostroy.ru) отсутствуют.
Принимая во внимания требования аукционной документации, Комиссия считает, что для выполнения работ по контракту ООО "Контур" должно иметь прежде всего членство в СРО в области проектных работ, а для выполнения инженерных изысканий вправе привлечь подрядную организацию.
Поскольку ООО "Контур" не обладает специальной правоспособностью, проектные работы по контракту не могут быть выполнены ООО "Контур".
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
не включать сведения об ООО "Контур" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
_____________________________ |
В.Г. Дедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 26 апреля 2022 г. N РНП-22-117/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2022