Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, государственный инспектор,
при участии представителей ООО "МЕК-МЕДИКАЛ":
- Каменного Николая Алексеевича (на основании Приказа о вступлении в должность N1 от 14.09.2016 года),
- Поруновой Ольги Александровны (на основании доверенности от 22.04.2022 года),
при участии представителя бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Верхнехавская районная больница":
- Резановой Ольги Александровны (на основании доверенности без номера и даты, выданной сроком до 31.12.2022 года),
при участии представителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области:
- Репниковой Оксаны Николаевны (на основании доверенности от 29.12.2021 года N2),
рассмотрев жалобу ООО "МЕК-МЕДИКАЛ" на действия Заказчиков при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001022002691),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "МЕК-МЕДИКАЛ" (далее - Заявитель) на действия Заказчиков при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001022002691) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, действия Заказчиков нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: 1) Размещая изменения в извещение об осуществлении закупки 18.04.2022 года в 17:46 и установив срок окончания подачи заявок на 22.04.2022 года до 9:00, Заказчик лишил возможности потенциальных участников закупки на реализацию права на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки. 2) Заказчиками в нарушение правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 установлены дополнительные характеристики к закупаемому оборудованию.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
12.04.2022 года 17:13 (МСК) в единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 131 600 000,00 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения электронного аукциона.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Как указывалось, выше, организацией, осуществляющей размещение - 12.04.2022 года 17:13 (МСК) в ЕИС опубликовано "Извещение о проведении электронного аукциона от 12.04.2022 N0131200001022002691" (далее - Извещение ред. N1).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в форме электронного документа.
Пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п. 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в Единой информационной системе в сфере закупок КТРУ.
Как следует из пункта 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом, Заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Таким образом, Заказчики при наличии в КТРУ соответствующей объекту закупки позиции, обязан использовать описание объекта закупки, в соответствии с позицией КТРУ.
При этом, из Извещения следует, что Заказчиками, во исполнение требований пункта 4 Правил использования КТРУ, использовалась позиция КТРУ: 26.60.11.113-00000093.
Так, электронным документом "Приложение 3. Описание объекта закупки (3057)" Заказчиками представлено описание объекта закупки, с перечисленным характеристиками, следующего содержания:
Характеристики товара, работы, услуги по КТРУ 26.60.11.113-00000093 | |
Наименование характеристики: |
Значение характеристики |
Автоматизированное рабочее место врача-рентгенолога |
Да |
Анодное напряжение, максимальное |
|
Анодный ток, максимальный |
> 600 и |
Возможность проведения рентгеноскопии |
Нет |
Пространственное разрешение |
|
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Как следует из Единой информационной системы, по рассматриваемой процедуре поступило два запроса на разъясненин положений Извещения.
В ответ на данные запросы, Заказчиком даны разъяснения, что в извещение будут внесены изменения, при этом, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что данные разъяснения не изменяют суть Извещения.
Пунктом 3 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял: при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней.
18.04.2022 года 17:46 (МСК) Организацией, осуществляющей размещение опубликованы изменения извещения о проведении электронного аукциона от 18.04.2022 NИИ1.
Так, Заказчиком в описание объекта закупки внесены изменения и Описание объекта закупки, представленное электронным документом - "Приложение N3. ООЗ изм", со следующими перечисленными характеристиками:
Характеристики товара, работы, услуги по КТРУ 26.60.11.113-00000093 | |
Наименование характеристики: |
Значение характеристики |
Автоматизированное рабочее место врача-рентгенолога |
Да |
Анодное напряжение, максимальное |
|
Анодный ток, максимальный |
> 600 и |
Возможность проведения рентгеноскопии |
Нет |
Пространственное разрешение |
|
"Требования к функциональным, эксплуатационным характеристикам комплекта изделий: с целью исполнения возложенных на лечебно-профилактические учреждения функций и полномочий в рамках оказания первичной медико-санитарной, специализированной помощи и эффективной эксплуатации медицинского оборудования, системы рентгеновской диагностической стационарной общего назначения, цифровой по КТРУ 26.60.11.113-00000093 обеспечивает:
- выполнение снимков на столе снимков (втором рабочем месте) и на стойке снимков (третьем рабочем месте); автоматическое синхронное перемещение и центровку излучателя относительно приемника в столе и стойке снимков; автоматическое измерение и отображение на мониторе угла наклона излучателя и фокусного расстояния, а так же управления всеми функциями штатива рентгеновского излучателя с индикацией режимов на кожухе трубки; регистрацию, обработку, хранение, вывод на печать и передачу медицинских изображений; обеспечивает цифровую технологию получения изображений (рентгенограмм) пациентов.
- поддерживает базы данных (пациенты/рентгенограммы) с экспортом и импортом в международном формате "DICOM"; обеспечивает расширенный поиск пациентов и их данных по полям базы данных; архивирует изображения и сопроводительные данные на жестком диске, а также чтение/запись изображений со сменных носителей информации; должна выполнять распечатку выбранных изображений и сопроводительных данных.
- обеспечивает электронное формирование медицинских документов, содержащих полученные рентгенограммы и сопровождающую их текстовую информацию (данные о пациенте, заключение по результатам обследования с использованием шаблонов); ввод и хранение данных о пациентах: ФИО, дата рождения, пол, адрес, N страхового полиса, страховая компания, адрес места работы и профессия, а также: вид, дата, время, параметры обследования; формирует данные обследования с сохранением изображений, даты и названия обследования, автоматически определяемой эффективной дозы облучения, причины обращения, диагноза и рентгенологического заключения; архивирует данные обследований; имеет поиск данных предыдущих обследований пациента и их объединение с данными текущего обследования; просмотр изображений из архива, в т.ч. за определенный период времени; автоматическое составление списка пациентов (за определенный период времени); стандартизированные статистические отчеты и справки о проведенных обследованиях.
- обеспечивает инвертирование ("негатив/позитив") изображений; изменение яркости и контрастности изображений; увеличение яркости и масштаба фрагмента изображения в выделенной и перемещаемой оператором зоне интереса; определение координат, расстояний, площадей, углов; проведение оценки сколиоза: измерение углов между рёбрами и позвоночником; измерение параметров смещения позвонков; измерение расстояния до отвеса измеряет характерных углов тазовых костей; измерение угла между двумя произвольными отрезками".
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Так, Заказчиком установлен новый срок окончания подачи заявок, который приходился на 22.04.2022 года 09:00 (МСК).
Вместе с тем, Комиссия Воронежского УФАС России относительно установления данного срока подачи заявок, сообщает следующее.
Как указывалось ранее, частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе участникам электронных процедур предоставлено право на подачу и, как следствие, на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки.
При этом, Закон о контрактной системе основан в том числе на принципе открытости и прозрачности, в том числе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок (часть 1 статьи 7 Закона о контрактной системе).
Однако, в рассматриваемом случае, учитывая внесение существенных изменений в Описание объекта закупки, которые не носят формальный характер, не являются исправлением технических опечаток, а фактически изменяют объект закупки, которым является технологически сложное оборудование, Заказчик продлив окончание срока подачи заявок на минимальное значение в 3 дня, создал искусственное препятствие для подачи запросов и по сути лишил потенциальных участников закупки, в частности, ООО "МЕК-МЕДИКАЛ" права на подачу запросов, и соответственно, получение разъяснений положений извещения.
Тем самым, действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Верхнехавская районная больница" не соответствуют принципу открытости и прозрачности закупок и нарушают часть 1 статьи 7 Закона о контрактной системе, пункт 21 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, относительно внесённых изменений, а именно указания Заказчиком дополнительных характеристик, Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
Подпунктом а) пунктом 5 Правил использования КТРУ императивно установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так, в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включены, в том числе, Аппараты рентгенографические (ОКПД2 - 26.60.11.113).
То есть, поскольку Заказчиками в Извещении, предусмотрены ограничения допуска, установленные Постановлением Правительства N 878, то в силу подпункта а) пункта 5 Правил использования КТРУ Заказчикам не предоставлялось право на указание дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара.
Таким образом, действия Заказчиков, установивших характеристики товара, не предусмотренные позицией КТРУ, не соответствуют пункту 5 Правил и нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МЕК-МЕДИКАЛ" на действия Заказчиков при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001022002691) обоснованной.
2. Признать в действиях БУЗ ВО "Богучарская РБ", БУЗ ВО "Борисоглебская РБ", БУЗ ВО "Верхнемамонская РБ", БУЗ ВО "Верхнехавская РБ", БУЗ ВО "Ольховатская РБ", БУЗ ВО "ВГБ N4", БУЗ ВО "ВГКБ N 5", БУЗ ВО "ВГБ N 16" нарушение части 1 статьи 7, пункта 21 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 5 Правил использования КТРУ.
3. Выдать БУЗ ВО "Богучарская РБ", БУЗ ВО "Борисоглебская РБ", БУЗ ВО "Верхнемамонская РБ", БУЗ ВО "Верхнехавская РБ", БУЗ ВО "Ольховатская РБ", БУЗ ВО "ВГБ N4", БУЗ ВО "ВГКБ N 5", БУЗ ВО "ВГБ N 16" предписание об устранении нарушений части 1 статьи 7, пункта 21 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 5 Правил использования КТРУ.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 29 апреля 2022 г. N 036/06/42-459/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2022