Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
Членов Комиссии:
К.Д. Киняшовой - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
В.Р. Андреевой - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
в присутствии представителей ГБОУ "Школа N354 имени Д.М. Карбышева", ООО "ВОРКБЭЙС",
рассмотрев обращение ГБОУ "Школа N354 имени Д.М. Карбышева" о включении сведений в отношении ООО "ВОРКБЭЙС" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБОУ "Школа N354 имени Д.М. Карбышева" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "ВОРКБЭЙС" (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту ГБОУ "Школа N 354 им. Д.М. Карбышева", по адресу г. Москва, ул. Токмаков пер. д. 17 стр 3 (реестровый N 0173200001420000020).
28.02.2020 между Заказчиком и ООО "ВОРКБЭЙС" заключен государственный контракт N0173200001420000020/20-354 на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту ГБОУ "Школа N 354 им. Д.М. Карбышева", по адресу г. Москва, ул. Токмаков пер. д. 17 стр 3 (далее - Контракт).
В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст.95 Закона о контрактной системе 05.04.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "ВОРКБЭЙС" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с п. 3 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N360-ФЗ) с 1 января до 1 июля 2022 года: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона N360-ФЗ;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
Установлено, что Решение в Единой информационной системе Решение опубликовано 05.04.2022.
Также 06.04.2022 Решение передано нарочно представителю Исполнителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о надлежащем уведомлении Исполнителя о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно Контракту "Сроки выполнения работ по Контракту установлены в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1 к настоящему Контракту): с "01" марта 2020 г. по "30" ноября 2020 г.".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в контрактом Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по комплексному капитальному ремонту ГБОУ "Школа N 354 им. Д.М. Карбышева", по адресу г. Москва, Токмаков пер. д. 17 стр. 3 (далее - работы) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение No 1 к настоящему Контракту, являющееся его неотъемлемой частью) (далее - Техническое задание), а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по контракту Подрядчику начислена неустойка (штраф):
- Требование об уплате неустойки (пеня) Исх. N КС 23-09/21-01 от 23.09.2021;
- Требование об уплате неустойки (пеня) Исх. N кс 21-07/21-01 от 21.07.2021;
- Требование об уплате неустойки (пеня) Исх. N кс 15-11/21-01 от 15.11.2021;
- Требование об уплате неустойки (пеня) Исх. N кс 13-05/21-02 от 13.04.2021;
- Требование об уплате неустойки (пеня) Исх. N кс 07-07/21-01 от 07.07.2021.
- Требование об уплате неустойки (штраф) Исх. N КС-02-02/21-01 от 02.02.2021;
- Требование об уплате неустойки (штраф) Исх. N КС 16-12/20-01 от 16.12.2020;
- Требование об уплате неустойки (штраф) Исх. N кс 07-02/22-02 от 07.02.2022;
- Требование об уплате неустойки (пеня) Исх. N кс 29-03/22-02 от 29.03.2022;
- Требование об уплате неустойки (пеня) Исх. N кс 29-12/21-01 от 29.12.2021.
Также на момент принятия Заказчиком Решения Исполнитель нарушения не устранил.
В свою очередь представитель Общества пояснил, что в ходе исполнения Контракта, Подрядчик неоднократно сообщал Заказчику:
- о выявленных дополнительных работах, отсутствующих в проектно-сметной документации, технологически необходимых для реализации контракта (письма N 01 от 23.06.2020, N 02 от 13.07.2020, N 354-04/12 от 07.12.2020, N 02/14-01 от 14.01.2021;
- о выявленных замечаниях к проектно-сметной документации и необходимости внесения в нее корректировок, не устранение которых препятствует бесперебойному, своевременному и надлежащему выполнению работ на объекте (письмо N 01 от 04.03.2021 и др.);
- о неблагоприятных для Заказчика последствиях выполнения его указаний о способе исполнения работы (письмо N 01-04/04 от 04.04.2020);
- об иных не зависящих от Подрядчика обстоятельствах, которые грозили годности результатов выполняемой работы по Контракту.
В силу выявленных обстоятельств, Подрядчик, руководствуясь статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации, неоднократно уведомлял Заказчика о приостановке работ по Контракту, что подтверждается уведомлениями (письмами), представленными в материалы дела:
- N б/н от 03.04.2020 (письмо Заказчика о приостановке работ до 30.04.2020 в связи с распространением коронавирусной инфекции);
- N 02/14-01 от 14.01.2021 о приостановке работ с 15.01.2021;
-N 01 от 28.01.2021 о согласовании дополнительных работ и о приостановке работ;
- N 02 от 28.01.2021 о предоставлении технической документации ио приостановке работ;
- N 02-13/09 от 13.09.2021 о приостановке работ в связи наличием подтопления и трещин на объекте;
- N 01-20/10 от 20.10.2021 о приостановке работ в связи с отсутствием проектных решений и несогласованием Заказчиком Выполнения дополнительных работ;
- N 02-12/11 от 12.11.2021 о приостановке работ в связи с отсутствием отопления Объекта;
- N 01-18/11 от 18.11.2021 о приостановке работ в связи с отсутствием отопления Объекта;
- N 01/17-03 от 17.03.2022 о том, что работы приостановлены и фактически не ведутся с 31.12.2021.
В соответствии со статьями 328, 405, 406, 719 ГК РФ, подрядчик не считается просрочившим свои обязательства по выполнению работ, если указанные обстоятельства Возникли вследствие непреодолимой силы, а также наступлению иных обстоятельств, препятствующих своевременному и качественному выполнению работ, независящих от подрядчика.
Следовательно, периоды приостановки не считаются просрочкой Подрядчика, в связи, с чем не подлежат учету в общем сроке выполнения работ.
Наличие названных обстоятельств и необходимость продления сроков выполнения работ по Контракту не отрицается и Заказчиком.
Так Заказчиком в адрес Подрядчика было направлено письмо N195 от 27.12.2021 об исполнении контракта. Согласно названному письму Заказчик сообщил Подрядчику о сроке завершении всех работ по Контракту до 15.01.2022.
Соответственно указанное письмо являлось волеизъявлением Заказчика, направленным на согласование Подрядчику новых сроков Выполнения работ по Контракту, а также подтверждением осведомленности Заказчика о наличии у Подрядчика объективных обстоятельств, послуживших основанием для приостановки выполнения работ по Контракту.
Подрядчик с начала выполнения работ по Контракту письмами N 01 от 23.06.2020 и N 2 от 13.07.2020, уведомил Заказчика о необходимости выполнения дополнительных работ, не учтенных в проектно-сметной документации.
К указанным письмам Подрядчиком были приложены сметные расчеты на дополнительные работы, согласованные с авторским и техническим надзором, итоговые локальные сметы на дополнительные работы, необходимые для полного завершения работ по Контракту и дефектные ведомости по комплексному капитальному ремонту.
Также стороны в январе - феврале 2021 года в составе комиссии, включая:
- представителя Заказчика (первого заместителя директора ГБОУ "Школа N 354 им. Д.М. Карбышева" Санина А.А.);
- представителя Подрядчика (главного инженера проекта ООО "ВОРКБЭЙС" Полукарова А.В.);
- представителя строительного контроля (инженера Читайшвили М.Т.);
- представителя лица, осуществляющего подготовку проектной документации (исполнительного директора ПСК "СТРОИСИЛА" Преснякова А.Б.),
провели обмер и осмотр объекта и составили соответствующий Акт от 10.02.2021 (далее - Акт осмотра). В указанном Акте осмотра отражены принятые комиссией решения на предмет необходимости внесения в техническую документацию дополнительных объемов и видов работ и/или замены материалов по разделам проекта.
В частности комиссией, в том числе принято следующее решение:
1) произвести корректировку объемов в проектной документации, заменив их (объемы) на выявленные в ходе осмотра объекты. Внести предусмотренные контрактом работы в соответствии со сметными расценками Гражданско-правового договора бюджетного учреждения от 28 февраля 2020 г. No 0173200001420000020/20-354 без превышения цены контракта больше, чем определено п. 1 (б) статьей 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3) изменение срока исполнения Гражданско-правового договора бюджетного учреждения от 28 февраля 2020 г. N 017320000142000020/20-354 производится на основании ч. 2 ст. 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Следовательно, Заказчик, подписанием названного Акта подтвердил необходимость корректировки проектно-сметной документации, необходимость увеличения цены Контракта в пределах, определенных п. 1 (6) статьи 95 Закона о контрактной системе, то есть в пределах увеличения не более чем на десять процентов, а также необходимость изменения сроков выполнения работ по Контракту.
Однако проектная документация до настоящего времени не приведена Заказчиком в соответствие с данным Актом, что подтверждает тот факт, что Заказчик не исполнил принятые на себя обязательства по передаче Подрядчику на период выполнения работ утвержденную в установленном порядке проектно-сметную документацию в объеме, необходимом для поддержания бесперебойного, своевременного и надлежащего выполнения работ на объекте.
Пунктом 5 статьи 743 ГК РФ установлено, что согласие заказчика на проведение дополнительных работ и на их оплату должно быть безусловным и иметь письменную форму.
Тем не менее, Заказчиком до настоящего времени надлежаще оформленного согласия Подрядчику - не предоставлено.
В частности, Заказчиком не было реализовано заключение дополнительного соглашения с Подрядчиком в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе предметом которого являлось бы внесение изменений в проектно-сметную документацию, а также увеличение цены Контракта и продление срока окончания выполнения работ, что не позволило завершить работы в указанный в Контракте срок, то есть достигнуть результата выполнения работ.
Кроме того, к моменту крайней приостановки выполнения работ по Контракту (то есть на 31.12.2021) Подрядчиком освоена (выработана) полная стоимость Контракта в размере 120974405,27 (сто двадцать миллионов девятьсот семьдесят четыре тысячи четыреста пять) рублей 27 копеек, в том числе НДС 20%, что подтверждается подписанными Подрядчиком и Заказчиком актами о приемке Выполненных работ КС-2 и справками о стоимости выполненных работ КС-3.
При этом, несмотря на то, что цена работ по Контракту была полностью освоена (выработана) Подрядчиком, часть объемов работ по контракту, как предусмотренных технической документацией, так и не учтенных в ней (дополнительных работ), но необходимых для достижения результата работ по Контракту - не умышленно не были выполнены Подрядчиком.
Причиной названного обстоятельства является то, что в ходе исполнения Контракта, Подрядчиком выполнялись дополнительные работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией, но без которых выполнение иных работ по Контракту было невозможно.
Независимо от того, что названные дополнительные работы не были учтены в проектно-сметной документации к Контракту, они фактически были приняты и оплачены Заказчиком, что подтверждается подписанными Сторонами актами о приемке выполненных работ КС-2.
При этом в период с 22.03.2022 по 25.03.2022 в отношении выполнения Подрядчиком работ по контракту была проведена проверка Саморегулируемой организацией Ассоциации строительных организаций "Поддержки организаций строительной отрасли" (ИНН: 7701054053) Государственный реестр саморегулируемых организаций (членом которой является Подрядчик).
По результатам проверки составлен акт N 1472ВП1-1 от 30.03.2022. В действиях Подрядчика Саморегулируемой организацией нарушений не выявлено.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что действия Исполнителя, выразившиеся в попытках урегулирования вопроса, свидетельствуют о добросовестных действиях Исполнителя, не намеревавшегося не исполнять обязательства по контракту.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение ООО "ВОРКБЭЙС" условий Контракта, Комиссией Управления не установлены.
Учитывая изложенное, у Комиссии Управления отсутствуют основания для включения сведений в отношении ООО "ВОРКБЭЙС" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "ВОРКБЭЙС" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации.
Председательствующий: |
|
А.С. Спирякова |
Члены Комиссии: |
|
К.Д. Киняшова |
|
В.Р. Андреева |
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 апреля 2022 г. N 077/10/104-6255/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2022