Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГБУ г. Москвы "Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы": С.В. Краско (по дов.N01-02139/21 от 21.10.2021),
Департамента города Москвы по конкурентной политике: Е.В. Богдановой (по дов.N77-13-13/21-30 от 07.09.2021),
ООО "Инжиниринг групп": О.А. Вычеровой (по дов.Nб/н от 21.04.2022),
рассмотрев жалобу ООО "Инжиниринг групп" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия ГБУЗ "Психиатрическая клиническая больница N 1 им. Н.А. Алексеева ДЗМ" по адресу: г. Москва, Загородное шоссе,д. 2, стр. 20 Донской район, Южный административный округ города Москвы (Закупка N 0173200001422000270) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены в полном объеме документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 19.04.2022 NЕИ/21596/22, а именно: положение (иной акт), устанавливающий полномочия и обязанности должностного лица, утвердившего документацию о закупке, сведения об указанном должностном лице, а именно - приказ о назначении на должность, должностной регламент, служебный контракт (трудовой договор), что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.04.2022 NИЭОК1 заявка ООО "Инжиниринг групп" (идентификационный номер 1) признана не соответствующей требованиям документации на следующем основании: "Заявка участника признана не соответствующей требованиям на основании п.2 ч.12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и информационной карты по проведению конкурса в электронной форме (п.16.1 раздела II. "Требования, предъявляемые к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Подача заявок на участие в конкурса в электронной форме."), а именно: - В соответствии с требованием информационной карты конкурса в электронной форме в составе заявки должны быть представлены документы, подтверждающие наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).Участником в составе заявки представлены: Договор N31806841571 на выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного на территории ГАУК г. Москвы "ПКиО Сокольники" по адресу: города Москва, Митьковский проезд, дом 12 от 22.102018г. и Государственный контракт N145/17 на проведение частичного капитального ремонта инженерных систем комплекса зданий объекта культурного наследия ГБУК г. Москвы "Государственный музей А.С.Пушкина" по адресу: г. Москва, улица Пречистенка, д.12/2 от 16.11.2017 г. В соответствии с 2571-ПП, информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям, являются: 1)Исполненный договор; 2)Акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3)Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия 4)Разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) В соответствии с частью 5.1 статьи 51 ГрК РФ, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с настоящим Кодексом. Таким образом по итогам выполнения указанных работ Уполномоченным органом выдается разрешение на ввод. Вместе с тем в заявке участника разрешение на ввод объекта в эксплуатацию отсутствует. Кроме того, в составе заявки в качестве подтверждения наличия у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта представлены контракты(договора): ГПД N31-УКиТР/21 от 03.06.2021 г., ГПД N30-УКиТР/21 от 24.05.2021 г., ГПД N12-УКиТР/21 от 07.04.2021 г., ГПД N193/20(КР) от 29.06.2020 г., ГПД N1227 от 14.10.2019 г., ГК N31807368719 от 25.04.2019 г., Договор N09/01/2019-1К от 09.01.2019 г., ГК N158/17 от 01.12.2017 г., по которым так же отсутствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию отсутствует".
П.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу п.1 раздела II Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объект культурного наследия), при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей Заказчиком устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия;
4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Комиссией Управления установлено, что в силу пункта 16.1 Информационной карты Заказчиком установлены требования в соответствии с п. 1 Раздела I приложения к постановлению N 2571 о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч.4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что в рамках представленного в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям государственного контракта N145/17 проводились такие работы как: усиление деструктивного участка несущей кирпичной стены подвала строения 1 в осях "Б-В/6" методом инъектирования и вычинки кирпичной кладки, восстановление нарушенного штукатурного слоя металлических балок перекрытия подвала строения 2 по оси 2/2 м/о А/2-Б/2, обработка металлического каркаса и т.д.
При этом согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" вышеуказанные работы влияют на конструктивную безопасность здания:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
11.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования.
Таким образом, Заявитель выполнял работы по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные элементы здания, влияющие на безопасность, при этом ГБУК г. Москвы "Государственный музей
А.С. Пушкина" не получал разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с чем такой документ не был приложен Заявителем в составе заявки.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводами жалобы представитель Заказчика пояснил, что Заявителем в составе заявки представлены: договор N31806841571 на выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного на территории ГАУК г. Москвы "ПКиО Сокольники" по адресу: города Москва, Митьковский проезд, дом 12 от 22.102018г. и государственный контракт N145/17 на проведение частичного капитального ремонта инженерных систем комплекса зданий объекта культурного наследия ГБУК г. Москвы "Государственный музей А.С.Пушкина" по адресу: г. Москва, улица Пречистенка, д.12/2 от 16.11.2017 г.
При этом, согласно с ч. 5.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с настоящим Кодексом. Таким образом, по итогам выполнения указанных работ Уполномоченным органом выдается разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Вместе с тем, Заказчиком по факту получения жалобы было направлено обращение от 19.04.2022 N 22-12-44/22 по вопросу подтверждения достоверности сведений, представленных Заявителем в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям к участникам закупки, предусмотренным документацией открытого конкурса в электронной форме, с просьбой подтвердить достоверность указанных сведений, а именно факт того, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в рамках которого проводился капитальный ремонт по Контракту N145/17 от 16.11.2017 г., не выдавалось.
В ответ на вышеуказанный запрос ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы" сообщил, что в рамках исполнения государственного контракта от 16.11.2017 N 145/17 на проведение частичного капитального ремонта инженерных систем комплекса зданий объекта культурного наследия ГБУК г. Москвы "Государственный музей А.С. Пушкина" по адресу: г. Москва, улица Пречистенка, д. 12/2 разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдавалось, в связи с тем, что проектно-сметной документацией не предусматривались работы, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, и при проведении ремонтно-реставрационных работ указанные работы подрядчиком не выполнялись.
При таких данных, руководствуясь пояснениями Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу о несоответствии представленного контракта требованиям извещения о проведении электронного аукциона, установленным на основании п.1 раздела I Постановления N2571, поскольку в рамках представленного в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям контракта не выполнялись работы, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта.
Согласно пп. "а" п.1 ч.11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В силу ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Таким образом, решение конкурсной комиссии Заказчика о признании заявки ООО "Инжиниринг групп" не соответствующей положениям извещения о проведении конкурса по вышеописанным обстоятельствам основано на фактических требованиях, предъявленных к участникам закупки, в связи с чем Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушений Закона о контрактной системе при рассмотрении заявки
ООО "Инжиниринг групп".
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что в составе документации заказчиком опубликована проектно-сметная документация, при этом на странице 18 раздела 196/20(ПСД).ЗАГ2с20-ПЗ проектной документации присутствует "Пояснительная записка" в которой указано, что изменения объекта недвижимости не являются его реконструкцией, т.к. не затрагивают конструктивные характеристики его надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом в соответствии с постановлением Правительства от 26.12.2014 N1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", что однозначно указывает на то, что в рамках обжалуемой процедуры работы, планируемые к выполнению на объекте, согласно техническому заданию и проектно-сметной документации не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
В то же время, с учетом с ч.5.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, представителем Заказчика не представлено разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, позволяющее Комиссии Управления сделать вывод, что Заказчиком закупаются работы по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности в отсутствие прямого указания на это в проектной документации.
Презюмируя вышеизложенное Комиссия Управления приходит к выводу, что, применение Заказчиком дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с п.1 раздела I приложения к постановлению N 2571 является неправомерным и нарушает положения Закона о контрактной системе, из положений проектно-сметной документации и технического задания Заказчику надлежало установить дополнительные требования, предусмотренные п.2 раздела I приложения к постановлению N 2571 на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.12 ч.1 ст.42, ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Инжиниринг групп" на действия конкурсной комиссии ГБУ г. Москвы "Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы" необоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушения ч.6 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии Э.З. Гугава
Н.С. Лушникова
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 апреля 2022 г. N 077/06/106-6149/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2022