На основании требований части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения ГБУ "Окружной Общественный Центр имени Моссовета" (далее - Заказчик) законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
внеплановая проверка проводилась дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителя ГБУ "Окружной Общественный Центр имени
Моссовета": Т.Г. Анисимовой (по дов.N2 от 02.12.2021),
в отсутствие представителей ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 22.04.2022 NЕИ/22375/22,
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступило уведомление ГБУ "Окружной Общественный Центр имени Моссовета" (вх. N 28783-ЭП/22 от 19.04.2022) об исполнении предписания Московского УФАС России по делу N077/06/106-5509/2022 от 13.04.2022 в рамках проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на проведение работ по монтажу системы видеонаблюдения (Закупка N 0373200006222000295) (далее - Аукцион).
13.04.2022 Московским УФАС России рассмотрена жалоба
ООО "ПОЛИМЕР-РУС" на действия Заказчика, по результатам рассмотрения которой указанная жалобы признана обоснованной в части неустановления дополнительных требований в соответствии с постановлением N 2571, установления неправомерных требований к составу заявки, а также в части неустановления требования к участникам закупки о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в связи с чем в действиях Заказчика выявлены нарушения п.1 ч.1, ч.4 ст.31, п.12 ч.1 ст.42, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе.
Так, Комиссия Московского УФАС России в решении по делу N077/06/106-5509/2022 от 13.04.2022 указала в частности следующее:
"1. Из перечня работ следует, что в рамках контракта будет производиться замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства и их элементов.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Таким образом, для выполнения закупаемых работ требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к соответствующим работам.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
На основании вышеизложенного, а также с учетом пояснений Заказчика Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, ввиду неустановления требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации, что также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
Комиссией Управления установлено, что, так, например, пп.6 п.14 информационной карты содержит требование об указании участниками следующей информации: "Декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)".
Однако, Комиссия Управления отмечает, что согласно пп. "о" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Одновременно с этим Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание по делу N077/06/106-5509/2022 от 13.04.2022, согласно которому Заказчику надлежит привести извещение о проведении электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N077/06/106-5509/2022 от 13.04.2022 и разместить соответствующее извещение в единой информационной системе.
Комиссией Управления установлено, что согласно сведениям из Единой информационной системы в сфере закупок 21.04.2022 Заказчиком размещены Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 21.04.2022 NИИ3, при этом согласно положениям извещения, а также п.12.1 информационной карты установлены единые требования к участникам закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе о наличии выписки из реестра членов СРО, без указания вида работ, на которые требуется допуск СРО.
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.1 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно ч.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Комиссией Управления установлено, что в рамках контракта будет производиться замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства и их элементов.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Таким образом, для выполнения закупаемых работ требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к соответствующим работам, а именно участник закупки должен иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно пп. "н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Так, в соответствии с пп. "н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе, помимо прочего, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе или копии таких документов.
При этом Комиссия Управления отмечает, что согласно пп.10 п.14 информационной карты заявка на участие в аукционе должна содержать документы (или копии таких документов) или сведения, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, однако Заказчиком не конкретизировано какие именно документы необходимо представить.
Так, в рассматриваемом случае отсутствует требование о предоставлении выписки СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в составе заявки, что является неправомерным, поскольку, в случае непредставления указанного документа в составе заявки, заявка такого участника формально будет соответствовать требованиям документации.
Комиссией Управления также установлено, что положениями информационной карты Заказчиком также установлены следующие требования к составу заявки, так, например:
"2. Наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона)
3. Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), в случае наличия в составе документации формы "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме"
4. Указание на товарный знак (при наличии), в случае наличия в составе документации формы "Сведения о поставляемых товарах, предоставление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг". Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
7. Документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
8. Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в ходе заседания представитель Заказчика затруднился пояснить осуществляется ли поставка товара в рамках выполнения работ, кроме того при изучении аукционной документации Комиссия Управления не обнаружила положений, указывающих на данный факт, в связи с чем положения пп. 2, 3, 4, 7, 8 п.14 информационной карты являются избыточными и приводят в заблуждение участников закупки, поскольку не предоставляется возможным достоверно определить в отношении каких товаров участникам закупки необходимо указать наименование страны происхождения, а также конкретные показатели.
Комиссия Управления также отмечает, что помимо того, что поставка в рамках данной закупки не осуществляется, что само по себе говорит о неправомерности установления требований о предоставлении страны происхождения товаров, их характеристик и т.д., сами требования установлены Заказчиком в противоречие действующему законодательству, так например, в силу пп. "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контактной системе, страна происхождения товаров (в случае их поставки, что неприменимо к данной закупочной процедуре) указывается вне зависимости от установления в извещении условий, запретов, ограничений допуска товаров в соответствии со статьей 14 Закона о контактной системе.
При этом Комиссия Управления отмечает, что в рамках рассмотрения жалобы ООО "ПОЛИМЕР-РУС" по делу N077/06/106-5509/2022 от 13.04.2022 в рамках рассмотрения которого, в частности, установлено, что Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование к содержанию, составу заявки, так, например, по пп.6 п.14 информационной карты содержит требование об указании участниками следующей информации: "Декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)",в связи с чем Заказчику было выдано обязательное для исполнения предписание по делу N077/06/106-5509/2022 от 13.04.2022, согласно которому Заказчику надлежит, привести извещение о проведении электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 13.04.2022 по делу N077/06/106-5509/2022 и разместить соответствующее извещение в единой информационной системе, а в конкретном случае привести как прямо обозначенные в мотивировочной части решения требования к составу заявки, в соответствие с Законом о контрактной системе, так и иные пункты, что и является надлежащим выполнением обязательного для исполнения предписания, отражающим добросовестность и осмотрительность со стороны Заказчика.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что
Заказчиком в нарушение п.2 ч.2 ст.99 Закона о контрактной системе не исполнено в полном объеме обязательное для исполнения предписание Московского УФАС России об устранении нарушений законодательства о контрактной системе по делу N077/06/106-5509/2022 от 13.04.2022, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом внесены изменения в аукционную документацию в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России, что также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать в действиях ГБУ "Окружной Общественный Центр имени Моссовета" нарушения требований п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при исполнении предписания Московского УФАС России в рамках проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на проведение работ по монтажу системы видеонаблюдения (Закупка N 0373200006222000295).
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Д.С. Грешнева
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
Е.О. Сгибнев
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 апреля 2022 г. N 077/06/106-6319/2022 (ключевые темы: участники закупок - исполнение предписания - объекты капитального строительства - антимонопольный орган - строительные конструкции)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2022