Резолютивная часть решения оглашена 21 апреля 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N3 в составе :
<_>
уполномоченного учреждения - казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" - <_>
, представителя по доверенности, заказчика - БУ ''Городская детская клиническая больница'' Минздрава Чувашии <_>
.-, представителей по доверенности, в отсутствие представителя заявителя - ООО "ТД Биотех", надлежащим образом из-
вещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу ООО "ТД Биотех" (далее - Заяви-
тель) на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (мебели медицинской), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия (изв. N0815500000522002612), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 14.04.2022 поступила жалоба ООО "ТД Биотех" на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (мебели медицинской), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия ( изв. N0815500000522002612) (далее - Электронный аукцион ).
Доводом подателя жалобы является нарушение заказчиком требований Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки,
- объединены в один лот товары, включенные и не включенные в Перечень по постановлению правительства N 617;
- выбранный заказчиком код КТРУ 32.99.53.130-00000005 "Шкаф лабораторный" не соответствует описанию объекта закупки;
- неверно применен КТРУ 32.50.30.110-00000078, вместо 32.50.50.190-00001562;
- Заказчиком не обоснованы применяемые дополнительные характеристики, не указанные в КТРУ 32.50.30.110-00000078;
- необоснованное установление требования о поставке товара в собранном виде;
- "Описание объекта" содержит требование о наличии сертификата или декларации в соответствии с требованиями действующего законодательства об обращении медицинских изделий, однако Заказчик не предусмотрел возможность предоставления отказного письма.
Заказчиком, уполномоченным органом были представлены письменные возражения на довод жалобы, поддержанные на заседании комиссии, из которых следует, что документация электронного аукциона составлена в соответствии законодательством РФ.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Согласно извещению N0815500000522002612 заказчиком, осуществляющим закупку, является БУ ''Городская детская клиническая больница'' Минздрава Чувашии. Уполномоченным учреждением выступает Казенное учреждение Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики".
05.04.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N N0815500000522002612 о проведении электронного аукциона на поставку на поставку медицинских изделий (мебели медицинской), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия, с начальной (максимальной) ценой контракта 38 595 968,65 руб.
Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.
По доводу заявителя об объединены в один лот товаров, включенных и не включенных в Перечень по постановлению правительства N 617 установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что извещением установлены ограничения в соответствии с постановлением N 617.
Пунктом 1 постановления N 617 утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
При этом, как следует из "Описания объекта закупки", закупаемая Заказчиком мебель медицинская имеет код ОКДП2:
- 32.50.30.110 "Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части" (позиции 1-20, 23-27),
- 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные" (позиции 21, 22), которые содержатся в Перечне, утвержденном постановлением N 617.
Следовательно, Заказчик был обязан установить соответствующие ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Заявитель жалобы указывает, что выбранный Заказчиком код КТРУ 32.99.53.13000000005 "Шкаф лабораторный" не соответствует описанию объекта закупки, Заказчику надо было выбрать код КТРУ 32.50.50.190- 00002633 "Шкаф вытяжной".
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145), Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Заказчик в письменных возражениях пояснил, что код КТРУ 32.50.50.190- 00002633 обязателен к применению с 15.05.2022, таким образом, действия Заказчика, выбравшего код ОКПД 32.99.53.130-00000005 "Шкаф лабораторный", не противоречат Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено сведений, однозначным образом подтверждающих обоснованность довода.
Заявитель указывает, что заказчиком неверно применен КТРУ 32.50.30.110-00000078, вместо 32.50.50.190-00001562, в описании объекта закупки имеется множество позиций тумбочек (п/п 2, 11, 12, 20), которые закупаются заказчиком по коду КТРУ 32.50.30.11000000078, в то время как для прикроватных тумбочек предусмотрен отдельный КТРУ32.50.50.190-00001562
Из смысла и содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые отражают его потребности с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Заказчик в письменных возражениях пояснил, что в позиции N2,11,12,20 описанное изделие не является прикроватной тумбочкой - это не специализированная тумбочка для использования исключительно у кровати пациента (как, например, тумбочка с поворотной столешницей для кормления лежачих или маломобильных больных и/или с кнопкой вызова медсестры). В данной позиции описана обычная подкатная тумба, тумба стационарная, тумба стационарная с ящиками, тумба стационарная с дверью и одним ящиком, которая может быть установлена где угодно, поэтому выбранная позиция КТРУ 32.50.30.110-00000078 "Мебель для палаты пациента" в достаточной степени удовлетворяет критерию объективности в отношении закупаемого товара - под ним классифицирован описанный в техническом задании товар.
Согласно справочной информации по коду КТРУ 32.50.30.110-00000078 "Мебель для палаты пациента" - это мебель, состоящая из разных блоков, например, шкафов, полок, стоек, рабочих поверхностей, скомбинированных и установленных в больнице/здравоохранительном учреждении с целью создания для пользователей функционального рабочего места и места для хранения. Эта мебель также используется для разделения пространства на этаже/в комнате на удобные отдельные рабочие отсеки для пациентов и рабочие зоны для персонала. Блоки используются для хранения материалов, расходных материалов, медицинских изделий, записей, образцов и других предметов. Эта мебель обычно модульная и изготавливается из более плотных панелей и имеет более прочные покрытия поверхностей, чем обычная офисная/домашняя мебель.
Заказчик, описывая предмет закупки, исходил из того, что "Мебель для палаты пациента" наиболее подходит для удовлетворения потребностей Заказчика.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Таким образом, данный довод жалобы не может быть принят Комиссией как обоснованный.
По доводу жалобы, что Заказчиком не обоснованы применяемые дополнительные характеристики, не указанные в КТРУ 32.50.30.110-00000078, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога заказчик вправе, за исключением случаев, определенных таким пунктом, указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога. В соответствии с частью 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Как установлено Комиссией, код КТРУ32.50.30.110-00000078 не содержит описания характеристик закупаемых товаров, в связи с чем заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 ФЗ "О контрактной системе...".
Таким образом, в связи с отсутствием в каталоге описания характеристик товара, работы, услуги по установленному в извещении об осуществлении закупки коду КТРУ, Заказчиком обоснованно применен пункт 7 Правил.
Заказчиком описание объекта закупки определено с учетом его потребности и в соответствии с ФЗ "О контрактной системе..." и размещено в ЕИС одновременно с извещением об осуществлении закупки.
Следовательно, довод жалобы не обоснован.
Заявитель указывает на необоснованное установление требования о поставке товара в собранном виде, при этом п.1.1 и 3.1.5 предусмотрена доставка, погрузо-разгрузочные работы, монтаж и сборка товара, что в совокупности вводит участников закупки в заблуждение.
Из пояснений заказчика следует, что изделие должно доставляться в собранном виде. В данном случае имеется ввиду, что изделия доставляются уже в собранном виде до места использования объекта закупки (т. е поставщиком осуществляется установка, ввод в эксплуатацию уже собранного объекта закупки).
Согласно части 3 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Запрос в указанной части заказчику не поступало.
Комиссия отмечает, что данные условия относится к порядку исполнения договора, а не являются требованием к участникам закупки, кроме того, включение такого условия в техническое задание не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
По доводу заявителя о необоснованном требовании заказчиком наличия сертификата или декларацию о соответствии товара и невозможности предоставления "отказного" письма, Комиссией установлено следующее.
Статья 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки обязан принимать во внимание правило использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами.
При этом, если Заказчиком не используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Описание объекта закупки может включать в себя, в том числе, требования подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Это означает, что Заказчик вправе требовать от участников представить сертификаты, декларации, если по законодательству товар подлежит обязательной сертификации.
Из пояснений заказчика следует, что законодательством не предусмотрено такого понятия как "отказные письма", если изделие не подлежит сертификации, то указывается на отсутствие сертификата.
Доказательств обратного заявителем не представлено, равно как и не указано, какие товары, составляющие объект закупки не требуют сертификации.
Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов (пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2020).
Согласно части 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Следовательно, при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе бремя доказывания Законом возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие положения документации об электронном аукционе.
Необходимо также отметить, что в заседании Комиссии представитель Заявителя не участвовал, документы, в обоснование заявленных доводов не предоставил.
Комиссия также отмечает, что условие о предоставлении заказчику сертификата или декларации не относится к порядку исполнения договора, а не является требованием к участникам закупки, кроме того, включение такого условия в техническое задание не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, доводы подателя жалобы, не находят своего подтверждения.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона. С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО "ТД "Биотех" необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТД "Биотех" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (мебели медицинской), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия (изв. N0815500000522002612) необоснованной.
<_>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 26 апреля 2022 г. N 021/06/59-364/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2022