Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя управления Фисенко Е.В.,
членов Комиссии:
- начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
- главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Косаревой Ю.С.,
в присутствии представителей:
- заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Камчатский краевой родильный дом" (далее - Заказчик; ГБУЗ ККРД): главного врача Ванчиковой О.В., Качайло А.С. (по доверенности от 20.04.2022), Тишинской И.Ю. (по доверенности от 20.04.2022),
- заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Мединстал" (далее - Заявитель): Карамышева И.Г. (по доверенности от 18.04.2022 N 1-22), Шумеевой П.А. (по доверенности от 22.04.2022 N 2-22),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона на поставку аппарата наркозно-дыхательного с принадлежностями (закупка N 0338300007822000113), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения поставщика аппарата наркозно-дыхательного с принадлежностями (далее - Товар) (закупка N 0338300007822000113) (далее - Закупка). Извещение с приложением электронных документов размещено в единой информационной системе (ЕИС) 11.04.2022. Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 9 000 000, 00 рублей.
18.04.2022 в Камчатское УФАС России поступила поданная 15.04.2022 через ЕИС жалоба Заявителя на действия Заказчика, который, по мнению Заявителя:
1) не установил в извещении условие о выплате аванса в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.03.2022 N 505,
2) в описании объекта закупки установил требования к характеристикам Товара, совокупности которых соответствует Товар "WATO EX-65" единственного производителя Миндрей (Китай), в связи с чем установленные в извещении в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 условия об ограничении допуска товаров, происходящих из иностранных государств, носят формальный характер.
Заказчик в письме от 22.04.2022 N 360 с доводами жалобы не согласился, возразил следующее.
Включение в государственные контракты условия о выплате аванса для получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации носят рекомендательный характер.
Требования к Товару о наличии дыхательного автомата, волюметра, монитора концентрации кислорода, углекислоты и герметичности дыхательного контура (не менее одного испарителя для испаряемых анестетиков) обусловлены объективными потребностями Заказчика. Закупаемый аппарат с данными характеристиками имеет уникальную специфику и улучшенные в сравнении с аппаратами других производителей характеристики: функция подогрева дыхательной системы и предупреждение образования конденсата, водоловушки, сенсорный экран, дополнительный ротаметр О2, парамагнитный датчик, емкость испарителя, рабочая поверхность врача, определение количества летучего анестетика используемого за время операции, центральный тормоз, увеличенная батарея 1 и 2 шт.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505 "О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году" (далее - Постановление N 505) установлено, что в 2022 году главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета (далее - получатели средств федерального бюджета) предусматривают в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых не подлежат казначейскому сопровождению, - авансовые платежи в размере до 50 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год.
Согласно пункту 5 Постановления N 505 рекомендовано высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации (местным администрациям) принять меры, обеспечивающие включение в заключаемые получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) договоры (государственные (муниципальные) контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), а также в ранее заключенные договоры (государственные (муниципальные) контракты) условий об авансовых платежах в размерах, аналогичных размерам, установленным в соответствии с пунктом 2 данного постановления для получателей средств федерального бюджета.
Поскольку Постановлением N 505 не установлена обязанность включения в заключаемые получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) договоры (государственные (муниципальные) контракты) условий об авансовых платежах, довод Заявителя о нарушении Заказчиком требований Постановления N 505 является необоснованным.
2. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 части 1 указанной статьи предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчик в описании объекта закупки установил требования к характеристикам Товара.
Комиссия, проанализировав представленную Заявителем сравнительную таблицу характеристик Товара различных производителей, установила, что требованиям позиций 3.1, 16.11, 24.28, 24.29, 35.3, 37.7 соответствует только Товар единственного производителя Миндрей (Китай) WATO EX-65:
|
Наименование параметра |
Наличие функции или требуемое значение параметра |
Соответствие ГОСТ |
3.1 |
Интегрированный в тележку аппарата источник сжатого воздуха в качестве приводного газа |
наличие |
Требование введено для обеспечения максимальной безопасности пациента и повышения эффективности работы оборудования. Возможность автономной работы без централизованной подачи воздуха. |
16.11 |
Дополнительный ротаметр подачи О2 с диапазоном подачи, л/мин |
Не уже 0-15 |
Требование введено для обеспечения максимальной безопасности пациента и повышения эффективности работы оборудования. Дополнительный ротаметр кислорода с указанным диапазоном позволяет проводить интраоперационную кислородотерапию во время внутривенных, регионарных и местных видах обезболивания без использования непосредественно искусственной вентиляции легких с возможностью установки аппарата в режим ожидания с выключением ненужных сигналов тревог. |
24.28 |
Секундомер |
наличие |
ГОСТ Р 55953-2018 А.8 |
24.29 |
Определение количества летучего анестетика используемого за время операции |
возможность |
Требование введено для обеспечения максимальной безопасности пациента и повышения эффективности работы оборудования. Повышает рационализировать процесс общей анестезии и снизить затраты на летучие анестетики |
35 |
Габаритные размеры |
|
ГОСТ Р 55953-2018 п.5.1.21 |
35.3 |
Длина, мм |
Не более 690 |
ГОСТ Р 55953-2018 п.5.1.21 |
37.7 |
Время работы от резервного источника питания при наличии 2-х батарей, мин |
Не менее 240 |
ГОСТ Р 55953-2018 п.5.1.23 |
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что предметом Закупки является наркозно-дыхательный аппарат ЕХ-65 Mindray (далее - Аппарат). Потребность в Аппарате обосновали следующим образом:
- Аппарат высокого класса, сравним с аппаратами Atlan 300, Dreger и CS620, GE;
- Аппарат отвечает всем требованиям качества и безопасности оказания медицинской помощи;
- Опция дополнительного ротаметра подачи кислорода с диапазоном подачи л/мин позволяет проводить интраоперационную кислородотерапию во время регионарных видов обезболивания, без использования непосредственно ИВЛ. При этом Аппарат устанавливается в режиме ожидания. 78 % оперативного родоразрешения в ГБУЗ ККРД происходит с помощью регионарных методов обезболивания. Указанные параметры разъёмов совместимы с системой кислорода, установленной в ГБУЗ ККРД;
- Наличие встроенного компрессора в Аппарат позволяет перемещать его в другое помещение, экономить место в операционной, так как родильное отделение располагается в приспособленном, а не типовом помещении (в здании общежития). По нормативу площадь операционной должна быть не менее 24 метров, в ГБУЗ ККРД площадь операционных 18-20 метров. При этом помимо наркозно-дыхательного оборудования на этой площади стоит операционный стол, аппарат для реинфузии крови, аппарат для аргоноплазменной коагуляции, рабочее место врача анестезиолога и анестезистки, стол для инструментов, стол для шовного материала, стол манипуляционный для операционной сестры, отсос, мониторы слежения, реанимационное место для новорожденного с мониторами слежения, с ИВЛ, отсосом. То есть, одновременно в операционной может находиться до 12-15 человек на ограниченных площадях;
- Наличие секундомера (таймер) позволяет проводить мониторинг не только интубации, но и частоты дыхательных движений, ЧСС, времени начала действия анестетиков, анальгетиков, миорелаксантов, мониторинга показателей гемодинамики и газообмена которые проводятся на самостоятельном дыхании;
- Препарат севофлуран является дозозависимым анестетиком, угнетает дыхательный центр, поэтому определение количества используемого за время операции анестетика влияет на течение анестезиологического пособия и на глубину наркоза;
- Наличие резервного источника питания на 240 минут позволяет качественно и безопасно оказать медицинскую помощь пациенту. В условиях Камчатского края, с учетом метеоусловий, очень важно иметь дополнительные источники питания на максимальное время. Время проведения операции невозможно предугодать: иногда операция может длиться по 4-5 часов или больше, с учетом акушерской ситуации. Во время операции иногда возникает необходимость консультации других специалистов (хирурга, уролога, сосудистого хирурга), которым нужно время приехать из другого лечебного учреждения. В это время осуществляется операционная пауза, при этом анестезия продолжается;
- Функция подогрева дыхательной системы аппарата для предупреждения образования конденсата важна, так как образовавшийся конденсат, попадая в дыхательные пути, может привести к неблагоприятным последствиям, вплоть до развития в послеоперационном периоде пневмонии;
- В ГБУЗ ККРД имеется аналогичный аппарат, проводится его техническое обслуживание, имеются в наличии расходные материалы к данному аппарату.
Комиссия приходит к выводу, что установленные требования к характеристикам Товара являются значимыми для Заказчика, а потребность в Товаре с данными характеристиками - обоснованной. Описание объекта Закупки не противоречит правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель доказательств обратного не представил, в том числе об отсутствии возможности поставить Товар, удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
На основании части 3 вышеуказанной статьи в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В силу части 4 указанной статьи Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 данной статьи.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза; здесь же установлен перечень условий подтверждения страны происхождения радиоэлектронной продукции.
Закупаемый Товар отнесен к коду 32.50.21.121 ОКПД2 "Аппараты для ингаляционного наркоза", включенному в Перечень. Следовательно, Заказчик обязан был в силу пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе указать в извещении информацию об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства, установленных Постановлением N 878.
В извещении о Закупке данная информация содержится.
Поскольку Заказчиком закупается Товар исключительно иностранного происхождения и ограничения допуска, установленные Постановлением N 878, не могут быть применены, Комиссия не усматривает нарушения Закона о контрактной системе в факте не указания в требованиях к составу заявки всего перечня документов, которые подтверждали бы российское происхождение Товара.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ Е.В. Фисенко
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
_____________________ Ю.С. Косарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 25 апреля 2022 г. N 041/06/33-185/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2022