рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме Nзз-12983 - 2022 "Лазерный хирургический комплекс (СО2 лазер)" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122004853, далее - Закупка), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
20.04.2022 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N2394).
Согласно жалобе, в описании объекта закупки извещения о проведении Закупки содержатся излишние характеристики товара (минимальная длительность паузы между импульсами, регулируемая мощность направляющего лазера, возможность передачи лазерного излучения через оптическое волокно; высота, ширина, глубина, масса аппарата; наличие встроенных обучающих видеороликов, съемный носитель с программным расширением). Кроме этого, установление в извещении о проведении Закупки ограничения допуска иностранных товаров на основании Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N878 является необоснованным, так как код КТРУ, указанный в извещении, не согласуется с перечнем кодов ОКПД2, в отношении которых возможно установление такого ограничения.
На заседании Комиссии представители Заявителя поддержали доводы жалобы и пояснили, что не согласны с указанными в жалобе характеристиками объекта закупки, считают, что данные характеристики ограничивают конкуренцию, не являются значимыми для Заказчика и фактически имеют излишний характер. Установление ограничения допуска иностранных товаров в извещении о проведении Закупки является неправомерным и не соответствует положению ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика с жалобой не согласились и пояснили, что обжалуемые Заявителем характеристики товара имеют существенное значение для Заказчика, при формировании описания объекта закупки Заказчик руководствовался объективными потребностями Заказчика и интересами пациентов, которым оказывается медицинская помощь. Приобретаемый товар используется при проведении операций пациентам Заказчика, в связи с чем для Заказчика важным является приобретение лазерного хирургического комплекса, который имеет все необходимые функции и характеристики. В извещении о проведении Аукциона содержится надлежащее обоснование установления обжалуемых характеристик, при этом со стороны Заявителя не представлено ни мотивированных пояснений, ни доказательств в подтверждение доводов жалобы. По мнению Заказчика, фактически жалоба Заявителя строится на предположении и неверном понимании объективных потребностей Заказчика.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного учреждения с жалобой не согласился, поддержал позицию Заказчика и пояснил, что обжалуемые характеристики товара являются правомерными, соответствуют потребностям Заказчика, не ограничивают и не устраняют конкуренцию на товарном рынке. При этом тот факт, что Заявитель намерен предложить к поставке иной товар, обладающих ухудшенными характеристиками и функциями, не свидетельствует о наличии нарушения положений Закона о контрактной системе, так как для Заказчика важным является приобретение высокотехнологического оборудования, а не приобретение любого лазерного хирургического комплекса, обладающего существенно меньшим набором функций, и не соответствующего интересам Заказчика. Со стороны Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы. По мнению Уполномоченного учреждения, приобретаемый по Закупке товар имеет код КТРУ 32.50.50.190-00000320, а также код ОКПД2 - 27.90.40.190, включенный в Постановление Правительства РФ N878, следовательно, установление ограничения допуска иностранных товаров является обоснованным.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
13.04.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Закупки. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 28 235 800,56 рублей.
20.04.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок от 20.04.2022, поступила единственная заявка на участие в Закупке, признанная соответствующей установленным требованиям.
1.Рассмотрев довод жалобы о том, что в описании объекта закупки извещения о проведении Закупки содержатся излишние характеристики товара (минимальная длительность паузы между импульсами, регулируемая мощность направляющего лазера, возможность передачи лазерного излучения через оптическое волокно; высота, ширина, глубина, масса аппарата; наличие встроенных обучающих видеороликов, съемный носитель с программным расширением), Комиссия признает данный довод недоказанным на основании следующего.
В соответствии со ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. "б" п. 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога), утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145, каталог используется в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно п. 4 Правил использования каталога, заказчики обязаны использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать описание товара, работы, услуги.
В соответствии с Каталогом товаров, работ и услуг, код КТРУ 32.50.50.190-00000320 ("Система лазерная на основе диоксида углерода для хирургии/дерматологии"), указанный в извещении о проведении Закупки, не содержит каких-либо характеристик, обязательных либо необязательных для применения Заказчиком, следовательно, при описании объекта закупки Заказчик должен руководствоваться общими правилами описания объекта закупки, согласно ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона.
Согласно приложению 1 извещения о проведении Закупки, установлены следующие характеристики товара и обоснование установления данных характеристик:
- минимальная длительность паузы между импульсами (обоснование использования характеристики - минимальная длительность паузы между импульсами позволяет достичь качественного гемостаза и в целом ускоряет проведение операции),
- мощность направляющего лазера регулируемая, в диапазоне (обоснование использования характеристики - Настройка в широком диапазоне обеспечивает возможность сделать направляющий луч ярче или тусклее в зависимости от клинической ситуации),
- возможность передачи лазерного излучения через оптическое волокно (обоснование использования характеристики - Гибкие световоды обеспечивают доставку излучения с длиной волны 10,6 мкм в труднодоступные анатомические зоны),
- высота, ширина, глубина, масса аппарата (обоснование использования характеристик - для расположения аппарата на стойке во время операции),
- наличие встроенных обучающих видеороликов (обоснование использования характеристики - для быстрой и правильной подготовки лазера к операции. Содержат видеоинструкции по подключению, настройке и использованию аксессуаров),
- съемный носитель с программным расширением (обоснование использования характеристики - для установки дополнительного программного функционала: наличие базы пресетов для различных клинических применений, наличие специальных обучающих видеоматериалов для медицинского персонала по сборке компонентов и применении во время проведения хирургических вмешательств. Значительно снижает риск неправильного подключения компонентов и использования аппарата с неверно установленными параметрами).
При рассмотрении жалобы представители Заказчика предоставили более подробные объяснения установления обжалуемых Заявителем характеристик: например, такие характеристики как высота, ширина и глубина аппарата объясняются тем, что лазерный комплекс будет располагаться под микроскопом, данный комплекс будет использоваться в операционных, площади которых являются ограниченными, следовательно, для Заказчика важным является приобретение максимально компактного лазерного комплекса, характеристика массы товара объясняется тем, что при проведении операций может возникнуть ситуация, когда лазерный комплекс необходимо будет переместить в пределах операционной комнаты, при этом перемещение комплекса будет обеспечиваться не хирургом, а лаборантом (как правило, у Заказчика работают лаборанты женского пола), следовательно, для Заказчика важным является приобретение максимально более легкого лазерного комплекса, так как в случае если Заказчик (как считает Заявитель) приобретет комплекс массой более 90 кг, то в такой ситуации перемещение комплекса будет крайне затруднительным и может понадобиться помощь иных сотрудников Заказчика, что не соответствует объективным потребностям Заказчика. Наличие у лазерного комплекса встроенных обучающих видеороликов соответствует потребностям Заказчика, так как такие видеоролики могут помочь сотрудникам оперативно разобраться в работе хирургического комплекса, так как инструктаж, связанный с лазерным комплексом, проводится поставщиком единомоментно при поставке товара, следовательно, сотрудники Заказчика могут забыть какие-либо тонкости, связанные с данным комплексом. Характеристика "съемный носитель с программным расширением" объясняется также тем обстоятельством, что операции проводятся Заказчиком в двух корпусах (в каждом из которых планируется использование лазерного комплекса), которые расположены на значительном расстоянии друг от друга, следовательно, наличие съемного носителя позволит хирургу при необходимости перенести ранее установленные настройки с одного комплекса на другой без необходимости заново вручную перенастраивать лазерный комплекс, что ускорит работу сотрудников Заказчика, что соответствует потребностям Заказчика, особенно при необходимости проведения срочных неотложных операций.
Одной из задач законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Из буквального толкования положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики при осуществлении закупок по правилам данного Закона при описании объекта закупки должны определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны обеспечить приобретение товара именно с необходимыми им характеристиками, соответствующими их потребностям, а с другой стороны - необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Со стороны Заявителя не представлено достаточных доказательств, подтверждающих, что обжалуемые им характеристики товара носят излишний характер, не соответствуют объективным потребностям Заказчика. Фактически вышеуказанный довод жалобы носит предположительный характер и строится на субъективном мнении Заявителя, который считает, что обжалуемые характеристики являются избыточными.
Как указано выше, в извещении о проведении Закупки содержится обоснование использования обжалуемых характеристик, кроме этого, при рассмотрении жалобы представители Заказчика более подробно объяснили необходимость установления обжалуемых характеристик, их наличие объясняется объективными потребностями Заказчика, доказательств обратного со стороны Заявителя не представлено.
При этом Заявитель по смыслу ст. 105 Закона о контрактной системе должен не только указать довод жалобы, но и предоставить мотивированное обоснование своего довода, а также предоставить достаточные доказательства в подтверждение довода жалобы.
У Комиссии Удмуртского УФАС России отсутствуют доказательства и достаточные основания считать, что обжалуемые Заявителем характеристики носят излишний и избыточный характер, не соответствуют объективным потребностям Заказчика.
Тот факт, что Заявитель намеревался предложить к поставке товар, обладающий иными характеристиками, также не подтверждает нарушение законодательства о контрактной системе, так как по смыслу Закона о контрактной системе, первоочередной задачей является приобретение заказчиками товаров, соответствующих их объективным потребностям, а не приобретение товара, который готов предложить к поставке тот или иной хозяйствующий субъект.
Письменные пояснения Заявителя, которые направлены в Удмуртское УФАС России по электронной почте 26.04.2022, содержащие дополнительные доводы жалобы, связанные с обжалованием иных характеристик товара, не подлежат рассмотрению Удмуртским УФАС России на основании следующего.
Возможность предоставления Заявителем дополнительных пояснений, содержащих иные доводы (по сравнению с жалобой), Законом о контрактной системе не предусмотрена, дополнительные пояснения фактически представляют собой не дополнительные пояснения в обоснование доводов жалобы вх.N2394, а вторую жалобу, содержащую иные доводы по сравнению с доводами жалобы вх.N2394.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе, жалоба на положения извещения о проведении закупки может быть подана до истечения срока подачи заявок на участие в закупке. Заявитель вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки.
Как указано выше, дополнительные пояснения Заявителем направлены 26.04.2022, при этом срок подачи заявок на участие в Закупке истек 20.04.2022, т.е. фактически данные дополнительные пояснения поданы после истечения установленного срока, предусмотренного для обжалования положений извещения об осуществлении закупки.
Кроме этого, в соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе, жалоба подается исключительно с использованием единой информационной системы, возможность подачи жалобы посредством электронной почты Законом о контрактной системе не предусмотрена.
С учетом изложенного, доводы дополнительных пояснений Заявителя не подлежат рассмотрению Комиссией Удмуртского УФАС России.
2. Рассмотрев довод жалобы о том, что установление в извещении о проведении Закупки ограничения допуска иностранных товаров на основании Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N878 является необоснованным, так как код КТРУ, указанный в извещении, не согласуется с перечнем кодов ОКПД2, в отношении которых возможно установление такого ограничения, Комиссия признает его обоснованным на основании следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Во исполнение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N878 (далее - Постановление N878).
Согласно п. 2 Постановления N878, утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В Перечень включена продукция с кодом ОКПД2 32.50.50.190 ("Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки"), при этом имеется уточнение, что в число такой продукции входят только облучатели-рециркуляторы воздуха, рециркуляторы бактредицидные, соответствуеющие кодам 131980, 132020, 132060, 132070, 152690, 152700, 160030, 270540, 292620 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ N145, код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Как указано выше, в извещении о проведении Закупки Заказчиком и Уполномоченным учреждением выбран код КТРУ 32.50.50.190-00000320 ("Система лазерная на основе диоксида углерода для хирургии/дерматологии").
При этом в извещении о проведении Закупки указано, что установлено ограничение допуска иностранных товаров, в соответствии с Постановлением N878.
В размещенном в ЕИС Каталоге товаров, работ, услуг указано в разделе "Справочная информация", что коду КТРУ 32.50.50.190-00000320 соответствует код ОКПД2 - 32.50.50.190 ("Изделия медицинские, в том числе хирургические, не включенные в другие группировки"), код КТРУ 2 32.50.50.190-00000320 соответствует коду 182930 по номенкулатурной классификации медицинских изделий.
Таким образом, код КТРУ 32.50.50.190-00000320, указанный в извещении фактически соотносится с кодом ОКПД2 - 32.50.50.190 ("Изделия медицинские, в том числе хирургические, не включенные в другие группировки"), в то время как в соответствии с описанием объекта закупки приобретается лазерный комплекс.
При этом лазерному комплексу в соответствии с номенклатурой медицинский изделий соответствует код - 182930, т.е. указанное изделие не входит в перечень, установленный Постановлением N878.
Довод Уполномоченного учреждения о том, что фактически коду КТРУ 32.50.50.190-00000320 соответствует код ОКПД2 27.90.40.190 ("Оборудование электрическое прочее, не включенное в другие группировки") является необоснованным, так как фактически данный код ОКПД2 не указан в извещении о проведении Закупки, доказательств, что данному коду ОКПД2 соответствуют медицинские изделия (в том числе, лазерный комплекс, являющийся объектом закупки), не представлено. При этом, исходя из своего наименования, данный код ОКПД2 соответствует не медицинским изделиям, а оборудованию электрическому общего использования, не включенному в другие группировки.
Кроме этого, в Каталоге товаров, работ, услуг содержатся коды КТРУ (например, 27.90.40.190-00000019, 27.90.40.190-00000022, 27.90.40.190-00000001, 27.90.40.190-00000002 и др.), соответствующие коду ОКПД2 27.90.40.190, которые относятся к товарам не медицинского назначения (пылесосы промышленные, установки для сушки коньков и спортивного инвентаря).
Таким образом, установление в извещении о проведении Закупки ограничения допуска иностранных товаров не соответствует ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, так как фактически в отношении кода ОКПД2 32.50.50.190 ограничение допуска иностранных товаров может устанавливаться только в отношении конкретных товаров (облучателей-рециркуляторов воздуха, рециркуляторов бактерицидных, соответствующих кодам 131980, 132020, 132060, 132070, 152690, 152700, 160030, 270540, 292620 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации); возможность установления ограничения допуска иностранных товаров в отношении товара - лазерного хирургического комплекса действующим законодательством не предусмотрена.
С учетом изложенного, Заказчик и Уполномоченное учреждение нарушили ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, жалоба признается частично обоснованной.
Вместе с тем, учитывая социальную значимость приобретаемого товара для Заказчика и пациентов Заказчика, учитывая, что жалоб иных потенциальных участников Закупки в Удмуртское УФАС России не поступило; как пояснили представители Заявителя, аналогичный товар, который Заявитель намеревался предложить к поставке Заказчику, не соответствует целому ряду характеристик описания объекта закупки, то фактически само по себе установление в извещении о проведении Закупки ограничения допуска иностранных товаров на основании Постановления N878 не привело к нарушению прав и законных интересов Заявителя. При этом сам Заявитель указывает в жалобе, что описанию объекта закупки извещения о проведении Закупки соответствует только товар израильского происхождения, следовательно, оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения не установлено, так как фактически выявленное нарушение не привело к нарушению прав и законных интересов Заявителя (в том числе, к невозможности подать заявку на участие в Закупке).
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "КардиоМед" на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме Nзз-12983 - 2022 "Лазерный хирургический комплекс (СО2 лазер)" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122004853) частично обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика - БУЗ УР "РКОД имени С.Г. Примушко МЗ УР", уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" нарушение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
3.Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4.Передать материалы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
_____ <_>
______ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 26 апреля 2022 г. N 018/06/106-314/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2022