Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_>. - заместитель руководителя;
члены Комиссии:
<_>, кворум соблюден,
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителя заказчика - ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республике (далее - Заказчик) <_> (доверенность от 26.0.2022 N27),
в отсутствие:
ИП <_>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 22.04.2022 NАА01-17-05/1985э),
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ИП <_> (ИНН 182908239993) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона "Выполнение работ по созданию локально-вычислительной сети в помещениях Клиентской службы (на правах группы) в Красногорском районе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике" (номер извещения в ЕИС-0213100000221000061, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
29.12.2021 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок извещение и Аукционную документацию.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 165 600,00 рублей.
14.01.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.01.2022, Аукционная комиссия рассмотрела заявку ИП <_>признанную соответствующей установленным требованиям.
По результатам проведения Аукциона между Заказчиком и ИП <_> заключен контракт от 31.01.2022 (далее - Контракт).
01.04.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи с тем, что ИП <_>допустил существенное нарушение условий Контракта, не выполнив работы в установленный Контрактом срок.
При рассмотрении дела представитель Заказчика пояснил, что ИП <_> не выполнил в установленный срок работы по Контракту, в связи с чем Заказчиком принято Решение. При этом Заказчику известно о значительном повышении цен на товары, используемые при выполнении работ по Контракту, которое произошло в феврале - марте 2022 г. Заказчик не настаивает на включении сведений об <_>. в РНП.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, заслушав пояснения Заказчика, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ч. 3 ст. 715 ГК РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно п.1.1 Контракта, Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по созданию локально-вычислительной сети в помещениях Клиентской службы (на правах группы) в Красногорском районе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике и сдать результат выполненных работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ.
В соответствии с п. 1.2 Контракта, Работы выполняются Подрядчиком в соответствии с Техническими требованиями по созданию локальной вычислительной сети (Приложение N1), Техническими требованиями на оборудование (Приложение N2) на Объекте, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, с. Красногорское, ул. Кирова, д. 5.
В соответствии с п.1.3 Контракта, срок выполнения работ - с момента заключения контракта и не позднее 31.03.2022.
Согласно приложению N2 к Контракту, для выполнения работ используется коммутатор.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не уполномочен давать оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства (данный вывод подтверждается судебной практикой: Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу NА73-4467/2019, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 по делу NА40-184406/2019 и др.).
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины в уклонении от заключения контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
При принятии настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России учитываются следующие обстоятельства:
- доказательств наличия недобросовестного поведения ИП <_>при исполнении Контракта, либо умысла ИП <_> на уклонение от исполнения условий Контракта, не представлено,
- согласно письменным пояснениям ИП <_>, причинами неисполнения работ по Контракту стали существенное повышение цен на оборудование, которое произошло после заключения Контракта, а также отсутствие в продаже части оборудования, необходимого для исполнения Контракта,
- ИП <_> уведомлял Заказчика (письмо от 16.03.2022, письмо от 12.04.2022) о причинах неисполнения Контракта, которые не зависели от воли ИП <_>,
- 14.03.2022 ИП <_> направил заявление в адрес Удмуртской торгово-промышленной палаты для выдачи заключения об отнесении причин невозможности исполнения Контракта к обстоятельствам непреодолимой силы,
- согласно письму Торгово-промышленной палаты РФ от 22.03.2022 NПР/0181, значительная часть электроники, технического оборудования и иных технически сложных товаров, поставляемых отечественными производителями на российский рынок, производится с использованием комплектующих, произведенных за пределами РФ, на поставку которых введены запреты и ограничения. Иностранные поставщики отказывают в поставке товара, а указанные комплектующие не производятся в РФ, и, как правило, носят уникальный характер. Возникшая ситуация приводит к тому, что многие отечественные компании вынуждены приостановить поставку продукции контрагентам в рамках существующих производственных (технологических) цепочек, так как комплектующие становятся для них недоступными. ТПП РФ в инициативном порядке разработала проект изменений в ГК РФ для расширения понятия "обстоятельство непреодолимой силы", который позволяет признавать действия лиц, не участвующих в договоре, обстоятельствами непреодолимой силы. Торгово-промышленным палатам предложено приостановить рассмотрение заявлений о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы по договорам, заключенным в рамках внутрироссийской торговой деятельности,
- Заказчик подтвердил факт значительного повышения цен на оборудование, которое используется при исполнении Контракта, которое фактически произошло после заключения Контракта,
- Заказчик не настаивает на включении сведений об ИП <_>в РНП.
В связи с вышеизложенным, оснований для включения в РНП сведений об <_>не установлено, так как недобросовестное поведение при исполнении Контракта со стороны ИП <_>не допущено.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении <_> (ИНН 182908239993) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона "Выполнение работ по созданию локально-вычислительной сети в помещениях Клиентской службы (на правах группы) в Красногорском районе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике" (номер извещения в ЕИС-0213100000221000061), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 28 апреля 2022 г. N 018/06/104-319/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2022