Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" на действия Заказчика - Администрация Ханкайского муниципального округа Приморского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта генерального плана и правил землепользования и застройки Ханкайского муниципального округа Приморского края (извещение N0120600003222000042) (далее - конкурс).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как установил неправомерные требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности (лицензируемый вид работ - установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории) и наличии у участников действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (со степенью секретности не ниже "Секретно").
Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что документация об аукционе соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Частью 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п.1 ч. 1 ст.31 Закона N44-ФЗ, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в извещении о проведении конкурса установлено требование о наличии у участников действующей лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности (лицензируемый вид работ - установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории) и наличии у участников действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (со степенью секретности не ниже "Секретно").
Техническим заданием в разделе 2.8. "Цели и задачи подготовки проекта ГП" предусмотрены следующие работы:
- пункт 5. Установка и актуализация границ населенных пунктов;
- пункт 12. Актуализация границ зон с особыми условиями использования территории Ханкайского муниципального округа.
Техническим заданием в разделе 3.5. "Положение о территориальном планировании (утверждаемая часть)" предусмотрено:
Графические материалы утверждаемой части проекта внесения изменений в генеральный план должны содержать:
2. Карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав округа;
Обязательное приложение к проекту: сведения о границах населенных пунктов, входящих в округа, должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (часть 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и в Положение о лицензировании геодезической и картографической деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1126, согласно которым пункт 8 перечня выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию, дополняется видом работ по установлению и изменению границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории.
Вышеуказанные работы выполняются как юридическими лицами, так и кадастровыми инженерами, выбравшими форму своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.
Таким образом, юридические лица и кадастровые инженеры, выбравшие форму своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, выполняющие работы по описанию местоположения границ населенных пунктов и границ зон с особыми условиями использования территории, с 01.03.2022 года должны иметь действующую лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности.
Согласно разъяснениям Росреестра России от 03 марта 2022 г. опубликованным на официальном сайте:
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в Положение о лицензировании геодезической и картографической деятельности, согласно которым в перечень выполняемых работ, подлежащим лицензированию, включены работы по установлению и изменению границ населенных пунктов и границ зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ).
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо с 1 марта подавать заявление на получение лицензии для осуществления геодезической и картографической деятельности на выполнение работ по установлению и изменению границ между субъектами России, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов и ЗОУИТ.
В соответствии Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ лицензиаты, имеющие лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности для выполнения работ по установлению и изменению границ между субъектами и границ муниципальных образований, с 1 марта также вправе выполнять работы по установлению и изменению границ населенных пунктов, границ ЗОУИТ без предоставления заявления о внесении изменений в реестр лицензий и проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям. Все необходимые изменения в реестре действующих лицензий территориальные органы должны произвести самостоятельно.
Лицензиатам, у которых в лицензии не содержатся работы по установлению и изменению границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований и которые выполняют работы по установлению границ ЗОУИТ и (или) границ населенных пунктов, необходимо с 1 марта подавать заявление о внесении изменений в реестр лицензий в связи с изменением перечня выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Таким образом, Техническим заданием установлены виды работ, которые требуют наличия у участников действующей лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности (лицензируемый вид работ - установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории).
В разделе 2 "Исходные данные и материалы для подготовки проекта ГП" Технического задания указаны документы необходимые при подготовке проекта:
Цифровая топографическая карта на территорию Ханкайского муниципального округа Приморского края М 1:50000 (с грифом "секретно").
В разделе 3.7. "Формат НИР и проекта ГП для передачи Заказчик} количество экземпляров" Технического задания предусмотрено:
- при необходимости, по согласованию с Заказчиком, утверждаемые маг, риалы и материалы по его обоснованию (соответствующие карты и текст оформляются в режиме "С" ("Секретно"), при наличии необходимых осно ний. При этом материалы с грифом "Секретно" (графическая их часть), t полняются в растровой и векторной формах
- открытые для общего ознакомления утверждаемых частей, а так . материалы по его обоснованию, загружаются в ФГИС ТП Заказчиком при действии Исполнителя.
В разделе 3.8. "Основные требования к содержанию и форме предст ляемых материалов" Технического задания предусмотрено:
Материалы проектов ГП Ханкайского муниципального округа Приморск края и ПЗЗ Ханкайского муниципального округа Приморского края, содержат в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 17.03.2008 N "Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию Министерства экономического развития Российской Федерации" секретные сведения оформить в соответствии с действующим законодательством.
Исполнитель при выполнении работ по контракту должен использовать сведения, составляющие государственную тайну, к которым относится топографическая съемка на территорию Ханкайского муниципального округа Приморского края М 1:50000 (с грифом "секретно").
Исполнитель обязан использовать полную и достоверную информацию для подготовки и проработки материалов по обоснованию проекта генерального плана и правил землепользования и застройки Ханкайского муниципального округа.
При отсутствии соответствующего допуска к требуемым для разработки генерального плана и правил землепользования и застройки Ханкайского муниципального округа материалам надлежащее исполнение своих обязательств по проекту выполнить не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 8.1 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244, (далее - Методические рекомендации) исходная информация для подготовки (внесения изменений) проекта генерального плана соответствии с заданием на проектирование (градостроительным заданием) может включать:
- нормативные правовые акты органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам регулирования градостроительной деятельности, землепользования, охраны природных ресурсов, памятников истории и культуры и другую информацию, необходимую для разработки градостроительной документации;
- картографическую информацию, включая топографические карты различных требуемых масштабов, ортофотопланы, аэро- и космические снимки, в том числе цифровую картографическую информацию, представленную с необходимой точностью и имеющую достаточное для подготовки проектов генеральных планов содержание;
- иную информацию, требование о предоставлении которой может содержаться в задании на проектирование, в том числе необходимую для разработки разделов, указанных в пункте 9.18 Рекомендаций.
Пунктом 8.15 Методических рекомендаций предусмотрено, что при использовании цифровых карт, не предназначенных для открытого использования, имеющих гриф секретности, следует руководствоваться требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в области охраны государственной тайны.
Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, к которым в том числе относятся геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, имеющие важное оборонное или экономическое значение.
Основанием для обязательного включения в состав требований к участникам закупки требования о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Федеральной службой безопасности Российской Федерации, служат следующие нормативные документы:
1) письмо Минэкономразвития от 29.06.2015 N Д23и-3004 "О перечне сведений, подлежащих засекречиванию" - "Топографические карты, топографические планы, фотокарты, фотопланы, ортофотокарты, ортофотопланы в графической (аналоговой), цифровой (электронной) или иных формах представления информации о местности, а также другие виды картографической продукции подлежат засекречиванию в случае, если указанные карты и планы, в том числе топографические карты масштаба 1:50 000 и крупнее, содержат сведения, подпадающие под действие пунктов раздела 3.4 "Геопространственные сведения по территории Земли" Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 17 марта 2008 г. N 01, в его действующей редакции, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 25 июля 2014 г. N 456-дсп."
пункт 3.4.1 Приказа Министерства экономического развития России от 17.03.2008 г. N01, в редакции приказа Министерства экономического развития России от 25.07.2014 N 456-ДСП к сведениям, подлежащим засекречиванию, относит сведения и продукцию (топографические карты, планы, полученные на основе данных космических съемок), раскрывающие геопространственную информацию о режимных объектах, инфраструктуре и экономике, оборонно-промышленных комплексах.
пункт 3.4.9. Приказа Минэкономразвития России от 17.03.2008 г. N01, в редакции приказа Министерства экономического развития от 25.07.2014 N 456- ДСП в состав сведений, подлежащих засекречиванию, включены, сведения, содержащиеся на топографических картах, планах, фотокартах масштабов 1:50000 и крупнее (в том числе масштаба 1:500, 1:2000, 1:5000) в государственной, местной системах координат.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 26.07.2017) "О государственной тайне" государственную тайну составляют сведения в области экономики, науки и техники о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства.
На территории Ханкайского муниципального округа расположены режимные объекты (пограничная застава и войсковая часть).
В соответствии с Техническим заданием, исполнитель при выполнении работ по контракту должен использовать сведения составляющие государственную тайну.
Целью работы является комплексная и всесторонняя оценка состояния территории. Исполнитель обязан использовать полную и достоверную информацию для подготовки и проработки материалов по обоснованию проекта ГП и ПЗЗ.
Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности (Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне").
Из содержания Закона о государственной тайне следует, что отношения, связанные с защитой государственной тайны, не являются предметом регулирования Градостроительного кодекса РФ, Закона о контрактной системе, Закона о конкуренции.
Статьей 57.1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено обеспечение доступа к указанной информации, но с учетом законодательства РФ о государственной тайне в объеме и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Документация о закупке, предусматривающая в качестве объекта закупки выполнение работ по созданию или актуализации документов территориального планирования при том, что часть из таких работ связана с обработкой сведений, составляющих государственную тайну, должна предусматривать обязанность участника закупки предоставить лицензию на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируе- мой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
То есть, частью 1 ст. 31 ФЗ N 44-ФЗ установлены требования к участникам закупки, а не к субподрядчикам, возможность привлечения субподрядчика определяется на стадии исполнения контракта, в связи с чем доводы о том, что к таким работам может быть привлечен субподрядчик, имеющей лицензию указанную лицензию, не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Лицензией ФСБ, разрешающей осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну должен обладать непосредственно участник конкурса, который несет ответственность за результаты работ, и использование данных сведений, а не иные юридические лица, с которыми у него заключены либо будут заключены договоры на проведение данных работ.
Из разъяснений, данных в пункте 7 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017, следует, что, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности. Возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки.
Данный вывод содержится и в Определении Верховного суда РФ N 304- КГ 18-8623 от 09 июля 2018 года "Суд округа отметил, что наличие в аукционной документации условия о праве участника закупки привлекать третьих лиц для исполнения обязательств по контракту, не освобождает заказчика от установления к участникам закупки спорного требования", а также и в иных судебных актах.
После заключения контракта Заказчик должен передать исходные данные, в том числе, и с грифом "секретно". Если победитель закупки не будет обладать данной лицензией, то Заказчику запрещено передавать такие данные победителю закупки. При этом, даже если победитель закупки заключит договор с субподрядчиком, обладающим данной лицензией, все документы Заказчик, в любом случае, должен передать победителю закупки, так как именно победитель закупки отвечает за исполнение контракта.
В соответствии со статьей 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Согласно статье 16 Закона о государственной тайне выполнение органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями требований, предусмотренных статьей 27 Закона о государственной тайне, является обязательным условием для передачи им сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, с учётом объекта закупки, именно участники закупки должны обладать лицензией на право работ со сведениями, составляющими государственную тайну, выданную Федеральной службой безопасности РФ, так как Заказчик заключает договор именно с участником закупки.
Тем самым заказчиком не допущено нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, т.к. установлены требования к участникам закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" на действия Заказчика - Администрация Ханкайского муниципального округа Приморского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта генерального плана и правил землепользования и застройки Ханкайского муниципального округа Приморского края (извещение N0120600003222000042) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 25 апреля 2022 г. N 025/06/48-372/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2022