Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ИП Пачева М.В. на действия Заказчика - КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N1" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0320300090622000035) (далее - запрос котировок).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как описание объекта закупки не соответствует требованиям части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе требования установленные к товарам влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Также заявитель считает, что заявки поданные на участие в запрос котировок содержат недостоверные сведения в отношении поставляемого товара.
Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что извещение об аукционе соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Приморского УФАС России установила, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ по следующим основаниям.
Заказчик, с учетом положений, содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Как следует из установленных Заказчиком требований, описание объекта закупки содержит функциональные, технические и качественные характеристики товара. В описание объекта закупки не включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, что соответствует норме пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчик не обязан включать в документацию показатели и значения характеристик, которые бы подразумевали поставку схожего по назначению товара всех возможных производителей.
Отсутствие у Заявителя возможности поставить товар, являющийся объектом закупки, в полном объеме удовлетворяющий потребности Заказчика, не может быть расценено, как неправомерные действия со стороны Заказчика, поскольку отсутствие такой возможности у хозяйствующего субъекта не свидетельствует о совершении Заказчиком действий, ограничивающих количество участников закупки. Включение в документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Доказательств наличия объективных оснований, препятствующих поставщикам, участвующим в закупке, осуществить закупку товара с указанным в аукционной документации техническим заданием, в жалобе Заявителем не представлено.
Заказчик не предъявляет дополнительных требований ни к производителю товара, ни к участнику закупки, а только конкретизирует предмет закупки.
Законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для нужд заказчика товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы абсолютно всем существующим типам, видам, моделям товара.
Отсутствие товаров с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара являются значимыми для заказчика, и по общему правилу указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Согласно пояснениям заказчика все технические, потребительские характеристики закупаемых изделий соответствуют потребностям заказчика.
Комиссия Приморского УФАС России, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае исполнением требований Закона N 44-ФЗ должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении о проведении закупки.
Данная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.). При этом вывод, приведенный в указанном Обзоре, называет нарушением именно необоснованное ограничение количества участников до дилеров одного производителя.
Согласно представленным заказчиком документам на участие в закупке было подано и признано Комиссией Заказчика соответствующими требованиям извещения о проведении закупки три заявки:
В заявке с идентификационным номером 38 участником предложены к поставке:
- по позиции 2 стенты российского производителя, страна происхождения - Россия.
- по позиции 6 стенты американского производителя, страна происхождения - Ирландия, США.
- по позиции 9 стенты российского производителя, страна происхождения - Россия.
- по позиции 11 стенты американского производителя, страна происхождения - Ирландия, США.
- по позиции 13 стенты российского производителя, страна происхождения - Россия.
- по позиции 14 стенты американского производителя, страна происхождения - Ирландия, США.
- по позиции 16 стенты американского производителя, страна происхождения - Ирландия, США.
- по позиции 19 стенты американского производителя, страна происхождения - Ирландия, США.
В заявке с идентификационным номером 146 участником предложены к поставке:
- по позиции 2 стенты немецкого производителя, страна происхождения - Россия, Германия.
- по позиции 6 стенты немецкого производителя, страна происхождения - Россия, Германия.
- по позиции 9 стенты немецкого производителя, страна происхождения - Россия, Германия.
- по позиции 11 стенты немецкого производителя, страна происхождения - Россия, Германия.
- по позиции 13 стенты немецкого производителя, страна происхождения - Россия, Германия.
- по позиции 14 стенты, немецкого производителя, США, страна происхождения - Россия, Германия.
- по позиции 16 стенты, немецкого производителя, США, страна происхождения - Россия, Германия.
- по позиции 19 стенты, немецкого производителя, США, страна происхождения - Россия, Германия.
В заявке с идентификационным номером 196 участником предложены к поставке:
- по позиции 2 стенты китайского производителя, страна происхождения - Китайская Народная Республика.
- по позиции 6 стенты американского производителя, страна происхождения - Ирландия, США.
- по позиции 9 стенты китайского производителя, страна происхождения - Китайская Народная Республика.
- по позиции 11 стенты итальянского производителя, страна происхождения - Итальянская Республика, Турция.
- по позиции 13 стенты китайского производителя, страна происхождения - Китайская Народная Республика.
- по позиции 14 стенты итальянского производителя, США, страна происхождения - Итальянская Республика, Турция.
- по позиции 16 стенты итальянского производителя, США, страна происхождения - Итальянская Республика, Турция.
- по позиции 19 стенты итальянского производителя, США, страна происхождения - Итальянская Республика, Турция.
Таким образом, к поставке по позициям 2, 9, 11, 13, 14, 16, 19 участниками предложен товар трех разных производителей, по позиции 6 - товар двух разных производителей, что подтверждается приложенными в составе заявок регистрационными удостоверениями (их копиями).
Данный факт свидетельствует о наличии товара на данном товарном рынке и подтверждает возможность поставки товара с заявленными Заказчиком показателями разных производителей.
Кроме того, приложенная Заявителем информация не может являться доказательством нарушения со стороны Заказчика, так как у поставщиков и производителей отсутствует обязанность размещать полный перечень производимых товаров, их подробных характеристик на сайтах в сети Интернет, и информация, представленная в сети, может утратить актуальность на момент её рассмотрения. Кроме того, характеристики товаров, указанные на сайтах производителей, могут быть изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей в связи с изменившейся потребностью рынка или производственной необходимостью. Более того, наличие каких-либо характеристик в каталоге какого-либо производителя не означает, что у продукции других производителей отсутствуют данные характеристики.
Следовательно, Заказчик не допустил нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, т. к. извещение о проведении закупки содержит описание объекта закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
В Письме ФАС России от 20.08.2021 г. N ПИ/69938/21 "О рассмотрении обращения" отмечено, что для отстранения участника закупки недостоверность соответствующей информации должна быть подтверждена надлежащим образом.
Заявителем не представлены надлежащие документы, подтверждающие представление участниками закупки недостоверной информации в отношении характеристик товара.
На основании вышеизложенного, у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали правовые основания для отклонения заявки.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Пачева М.В. на действия Заказчика - КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N1" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0320300090622000035) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 27 апреля 2022 г. N 025/06/50-381/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2022