Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28 апреля 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
с участием директора Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Ользоновский детский сад "Алёнушка" (далее - заказчик) - ///, представителя Общества с ограниченной ответственностью "Транс-Байкал" - (далее - ООО "Транс-Байкал", заявитель) - ///,
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, связанные с оценкой заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)", извещение N 0334300120822000001 в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по
осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, связанные с оценкой заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
По мнению заявителя жалобы, комиссия по осуществлению закупок нарушен порядок оценки заявок на участие в конкурсе по критериям цена контракта и квалификация участника закупки.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя, в которых считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 25.03.2022 г. в Единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0334300120822000001 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 33 993 270 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке N 0334300120822000001 от 13.04.2022 г. на участие в открытом конкурсе в электронной форме поступило три заявки от участников закупки.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), состоявшегося 14.04.2022 г., итоговая оценка по критерию "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" в размере 55,47 присвоено участник закупки с идентификационным номером заявки 111681855, принадлежащей ООО "Транс-Байкал", участникам закупки с идентификационными номерами заявок 111680726, 111681311 присвоено 52,40 балла.
Заявитель, не согласившись с решением комиссии по осуществлению закупок, обратился с жалобой в Иркутское УФАС России.
Комиссия Иркутского УФАС России, изучив доводы жалобы заявителя, возражения заказчика, представленные документы по закупке, приходит к следующим выводам.
Как следует из части 4 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ, победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки содержатся в статье 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункта 11 части 1 статьи, пункта 4 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом; порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в извещении об осуществлении закупки критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок. Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, должна составлять сто процентов.
Согласно части 8 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также Положение), которое определяет порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно приложению N 1 (пункт 1 Положения).
Пунктом 9 Положения определено, что значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по формуле:
Бцi= 100 - ((Цi - Цл)/Цл)х100
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
Оценка заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" осуществляется в соответствии со следующими требованиями (пункт 11 Положения):
а) заявкам, содержащим наилучшее ценовое предложение, а также предложение, равное такому наилучшему ценовому предложению, присваивается 100 баллов;
б) значение Цл при применении формулы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 10 настоящего Положения, и значения Цл и Цi при применении формулы, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 настоящего Положения, указываются без знака "минус";
в) применение показателей оценки по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" не допускается.
Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке определены заказчиком в части II размещенного с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме документа о порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Значимость критерия "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работ, услуг" составляет 60%.
Порядок рассмотрение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме определен в статье 48 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, пунктом 1 части 14 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с пунктом 2 части 11 настоящей статьи протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке оператор электронной площадки направляет заказчику ценовые предложения участников закупки, вторые части заявок которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также протокол, предусмотренный пунктом 1 части 10 настоящей статьи.
В силу части 15 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 настоящей статьи:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) осуществляют оценку ценовых предложений по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона;
б) на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно материалам жалобы участниками закупки с идентификационными номерами заявок 111680726, 111681311 сделано ценовое предложение в размере 33 800 000 рублей, участником закупки с идентификационным номером заявки 111681855 (ООО "Транс-Байкал") - 32 263 409 рублей.
Следовательно, лучшее предложение о цене контракта сделало ООО "Транс-Байкал".
С учетом требований пунктов 9, 11 Положения заявителю должно быть присвоено 60 баллов, а исходя из формулы, участникам закупки с заявками NN 111680726, 111681311 - 57,14 баллов.
Таким образом, при оценке заявок на участие в конкурсе по критерию "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работ, услуг" Комиссией по осуществлению закупок допущено нарушение подпункта "а" пункта 1 части 15 статьи 48, части 8 статьи 32, пункта 9 части II Положения.
Доводы жалобы в части обжалования оценки заявок по критерию квалификация участников закупки не рассматривались на основании части 6 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлено следующее нарушение.
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок применяются следующие критерии оценки (пункт 3 Положения):
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели (пункт 25 Положения), в частности, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Заказчиком в разделе III размещенного с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме файле "4 Порядок рассмотрения и оценки заявок" установлено следующее:
"3.1. Детализирующий показатель оценки по признаку N1 "общая цена исполненных участником закупки договоров"
К оценке принимаются исполненные 5 контрактов (договоров) с предметом: выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по капитальному ремонту (за исключением линейного объекта). При этом стоимость каждого из исполненных контрактов (договоров) должна составлять не менее 70% от начальной (максимальной) цены контракта.
Исполнение соответствующих контрактов (договоров) подтверждается следующими документами:
- копии контрактов (договоров), представленные в полном объеме и со всеми приложениями и изменениями;
- копии документов, подтверждающих факт выполнения работ (документ о приемке/акт), содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающих стоимость исполненного контракта (договора). Последний такой документ о приемке/акт, составленный при исполнении контракта (договора) должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- документы, подтверждающие правопреемство, в случае предоставления к оценке контрактов (договоров), исполненные участником закупки с учетом правопреемства;
- сведения о контрактах (договорах), включая реквизиты, реестровый номер контракта, договора (при наличии), информацию о заказчике, контактный телефон заказчика (с кодом города);
- сведения о применении/неприменении в отношении исполнителя неустоек".
ФАС России в своём письме от 08.12.2021 N МШ/105064/21 указывает, что при установлении в документации/извещении о проведении закупки показателя "Общая стоимость исполненных контрактов" критерия оценки заказчик не вправе устанавливать требования, в соответствии с которыми к оценке принимаются контракты (договоры) стоимостью не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится закупка.
Установленное заказчиком требование к стоимости каждого исполненного контракта (договора) ("не менее 70% от начальной (максимальной) цены контракта"), который участник должен предоставить в качестве подтверждения своего опыта, не соответствуют требованиям действующего законодательство о контрактной системе, поскольку указанное не предусмотрено статьей 32 Федерального закона N 44-ФЗ, Положением.
Таким образом, в связи с тем, что заказчиком установлен порядок оценки заявок в противоречие требованиям Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 2604, заказчиком нарушены требования частей 8, 9 статьи 32, пункта 4 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Комиссией Иркутским УФАС России 18.04.2022 г. рассмотрена жалоба ИП Меньшикова Р.А. на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)", по результатам которой жалоба признана обоснованной, заказчику выдано предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения конкурса, и внесении изменений в извещении о проведении закупки. В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Транс-Байкал" обоснованной.
2. Признать комиссию по осуществлению закупок нарушившей подпункт 1 пункта 1 части 15 статьи 48, часть 8 статьи 32, пункт 9 части II Постановления Правительства Российской Федерации N 2604.
3. Признать заказчика нарушившим части 8, 9 статьи 32, пункта 4 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
4. Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать.
5. Направить копии решения сторонам по жалобе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
6. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 28 апреля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2022