резолютивная часть решения объявлена 21.04.2022 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: ____________,
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "П" (далее - ООО) ________, действующей на основании доверенности, Государственного казенного учреждения Кабардино-Балкарской Республики "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) __________, действующего на основании доверенности,
в отсутствии представителей, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Уполномоченный орган), Оператора ЭТП, надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте рассмотрения обращения,
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, обращение Заказчика о включении сведений об ООО в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП), в связи с расторжением контракта N6 от 31.05.2021 г., заключенного по итогам проведенной закупки способом электронного аукциона N0104200002121000013"Строительство дошкольного общеобразовательного учреждения на 140 мест в сп. ст. Солдатская" (далее - аукцион, закупка), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со ст.ст.99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N1078), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила),
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об ООО в РНП, в связи с неисполнением обязательств, принятых контрактом, заключенным по итогам аукциона.
На заседании Комиссии, состоявшемся 21.04.2022 г. представителем ООО представлена переписка с Заказчиком, а также перечень документов, подтверждающих намерения исполнить обязательства, предусмотренные контрактом.
Рассмотрев доводы, изложенные в обращении Заказчика, проанализировав письменные возражения ООО, выслушав представителя ООО, Заказчика и Уполномоченного органа, исследовав материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
08.04.2021 г. в 21:42 ч. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), был размещен аукцион N0104200002121000013"Строительство дошкольного общеобразовательного учреждения на 140 мест в сп. ст. Солдатская" с начальной (максимальной) ценой контракта 102 865 210,00 руб. В извещении указано: дата и время начала срока подачи заявок - 08.04.2021 г. 21:42 ч.; дата и время окончания подачи заявок - 16.04.2021 г. 09:00 ч.; дата и время проведения аукциона в электронной форме - 16.04.2021 г. 13:00 ч.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N0104200002121000013 от 21.04.2021 г. на участие в аукционе было подано шесть заявок, две из которых в последующем были признаны несоответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе. Также по итогам данного протокола ООО признано победителем электронного аукциона.
Согласно ч.1 ст.104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе).
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст.26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе (ч.4 ст.104).
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (ч.7 ст.104).
П.13 ПП РФ N1078 предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет рассмотрение обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" п.13 ПП РФ N1078, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п.14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п.п. "б" п.13 ПП РФ N1078 от 30.06.2021 г.).
По результатам аукциона, 31.05.2021 г. между Заказчиком и ООО заключен контракт.
Законом о контрактной системе установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных ст.ст.34 и 95 Закона о контрактной системе.
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены, и исполнение контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и в целом призваны реализовать закрепленные в ст.6 Закона о контрактной системе принципы контрактной системы в сфере закупок.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе свидетельствует о том, что государственные и муниципальные контракты преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение публичных нужд за счет использования бюджетных средств.
Исполнение принятых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств должно осуществляться исключительно на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключен контракт.
В соответствии с ч.3 контракта Генеральный подрядчик обязан приступить к производству работ в течение 10 дней с момента подписания настоящего Контракта. Работы по Контракту должны быть завершены до 01.12.2022 года.
П.5.2 контракта Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при условии оплаты Генеральному подрядчику фактически понесенных им расходов в связи с отставанием от графиков выполнения и производства работ более чем на один месяц.
Заказчиком указывается, что ООО не исполнило, предусмотренные п.1.1 контракта в установленные контрактом сроки, тем самым имеет место существенное отставание по выполнению строительно-монтажных работ в соответствии с графиком работ по контракту.
Ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Обществом с ограниченной ответственностью "П" в адрес Заказчика был направлен ряд документов, указывающих на добросовестное исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно: N1 от 16.05.2021 г., N2 от 19.05.2021 г., N3 от 19.05.2021 г., N4 от 25.05.20212г., N182 от 28.05.2021 г., N183 от 28.05.2021 г., N190 от 03.06.2021 г., N191 от 03.06.2021 г., акт передачи строительной площадки для производства работ от 03.06.2021 г., N194 от 07.06.2021 г., N197 от 08.06.2021 г., разрешение на строительство N07.505315-056-2021 от 17.052021г., N200 от 10.06.2021 г., N201 от 10.06.2021 г., N205 от 18.06.2021 г., N216 от 28.06.2021 г., N217 от 29.06.2021 г., N218 от 30.06.2021 г., N251 от 29.07.2021 г., N255 от 03.08.2021 г., N257 от 09.08.2021 г., N261 от 10.08.2021 г., N449 от 07.12.2021 г., N451 от 12.12.2021 г., N466 от 21.12.2021 г., N42 от 03.02.2022 г., N48 от 07.02.2022 г., N74 от 07.02.2022 г., N84 от 10.03.2022 г., N92 от 18.03.2022 г., N95 23.03.2022 г., N96 от 24.03.2022 г., а также фото и видео материалы подтверждающие добросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Обществом с ограниченной ответственностью "П" были представлены в адрес Управления, вышеуказанные документы, переписка с Заказчиком, дополнительные соглашения к контракту, фото и видео материалы, подтверждающие добросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также представителями ООО и Заказчика пояснено, что по инициативе Заказчика между сторонами были заключены дополнительные соглашения, согласно которым была снижена цена контракта и изменены некоторые условия контракта.
24.03.2022 г. Заказчик, используя право, установленное ч.5 контракта принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке N03-127, в связи с задержками выполнения работ более чем на месяц.
25.03.2022 г. данное решение о расторжении направлено в адрес ООО заказным письмом. 29.03.2021 г. данное решение о расторжении размещено в единой информационной системе.
Однако, в адрес Заказчика поступило уведомление о невозможности вручения заказного письма.
Ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч.10 ст.95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В силу ч.12.2 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст.93 Закона о контрактной системе (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ст.93 Закона о контрактной системе), ст.111 (в случае определения в соответствии с ч.1 ст.111 Закона о контрактной системе особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст.111.1 Закона о контрактной системе, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N360) установлено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного Ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч.14 ст.93 Закона о контрактной системе, закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с п."а" п. "в", либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с пп. "б" п. "в" ч.3 ст.8 ФЗ N360.
Решение о расторжении в одностороннем порядке вступило в силу 14.04.2022 г. В адрес Управления Заказчик обратился о включении сведений об ООО 15.04.2022 г.
Таким образом, Заказчиком не был предоставлен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта со стороны ООО, предусмотренный положениями ст.95 Закона о контрактной системе.
Из изложенного следует, что Заказчиком нарушен порядок расторжения контракта, а действия ООО были направлены на исполнение контракта, в соответствиями с условиями контракта.
В силу п.п. "а" п.15 ПП РФ 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Следовательно, в силу нарушения порядка расторжения в одностороннем порядке со стороны Заказчика, Комиссия Управления не имеет законных оснований для включения сведений об ООО в РНП.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчиком не пройдена надлежащим образом процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.
Более того, при отсутствии основания для расторжения контракта материалы дела должны быть направлены в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для осуществления проверки действий заказчика по исполнению обязательств по контракту и принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (Письмо ФАС России от 12.03.2019 N ИА/18794/19).
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание письменные пояснения Заказчика, произведя анализ всех документов, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному государственному заказчику, и руководствуясь ст.ст.99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 Закона о контрактной системе, ПП РФ N1078, Комиссия,
Решила:
Сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Палладиум" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 26 апреля 2022 г. N 007/06/104-305/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2022