резолютивная часть решения объявлена 26.04.2022 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу заявителя на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме N0104200002122000018 "Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий по объекту Строительство очистных сооружений в г.о. Нальчик" (далее - конкурс, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа при проведении конкурса.
Согласно жалобе заявителя, конкурсной комиссией неправомерно отклонена заявка заявителя.
Уполномоченный орган предоставил письменный отзыв на жалобу, в соответствии с которыми пояснил, что если предметом договора подряда является выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо должны быть одновременно членом 2- х саморегулируемых организаций - в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования.
Заявка участника закупки N2 ЗАО "Зенит Инвестпром" содержала копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86.
Документов подтверждающих, что данный участник закупки является членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий представлено не было.
Исходя из вышеизложенного комиссия уполномоченного органа приняла решение о несоответствии заявки участника закупки N2 ЗАО "Зенит Инвестпром".
Рассмотрев доводы заявителя, указанные в жалобе, письменные пояснения уполномоченного органа и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
03.03.2022 г. в 18ч.28-м. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки - https://www.rts-tender.ru/) был размещен открытый конкурс в электронной форме N0104200002122000018 Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий по объекту "Строительство очистных сооружений в г.о. Нальчик" с начальной (максимальной) ценой контракта 69 999 970,00 руб.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 14.04.2022 NПРОII1 заявка заявителя отклонена по причине: (Непредставление информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Отсутствует выписка СРО на допуск к инженерным изысканиям.).
Извещением установлены следующие требования к участникам закупки:
1.1) Участник закупки должен быть действующим членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования;
1.2) Участник закупки должен быть действующим членом СРО в области инженерных изысканий.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
При этом, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
Согласно письму ФАС России от 2 августа 2019 г. N ДФ/67066/19 в случае, если в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуются различные лицензии, свидетельства или СРО, заказчик вправе установить требование о наличии лицензии, свидетельства или СРО у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о наличии всех указанных документов у участника закупки, поскольку, установление такого требования в извещении о закупке приведет к ограничению количества участников закупки. ФАС России обращает внимание, что к выполнению указанных работ исполнитель вправе привлечь субподрядчиков.
Вместе с тем, субподрядчики, привлекаемые исполнителем, обязаны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе иметь соответствующие лицензии, свидетельства или СРО на осуществляемые виды деятельности, если такие требования установлены отраслевым законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, предметом закупки могут являться работы по разработке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, по результатам которых будет разработана проектная документация.
При этом, установление в извещении о закупке требований к участникам закупки о наличии членства в СРО области архитектурно-строительного проектирования и членства в СРО в области инженерных изысканий может привести к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, в случае, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и в том числе выполнению инженерных изысканий, целесообразно устанавливать требования к участнику закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
Следовательно, установление Заказчиком требования к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации в области инженерных изысканий неправомерно.
Указанное нарушение повлекло неправомерное отклонение двух участников закупки, с порядковыми номерами N111540277 и 111631966.
В связи с чем, признание заявки заявителя несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки по указанному основанию неправомерно.
Действия Заказчика, установившего в извещении требование к участнику о наличии свидетельства саморегулируемой организации в области инженерных изысканий нарушают требования ч. 6 ст. 31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Правовая позиция о недопустимости установления требования к участникам закупки членства в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий при осуществлении работ по разработке проектно-сметной документации соответствует единообразной практике применения Федеральной антимонопольной службой положений Закона о контрактной системе и Градостроительного кодекса Российской Федерации, отраженной, в частности, в письмах ФАС России от 02.08.2019 N ДФ/67066/19, от 26.06.2018 N АГ/47983/18.
При этом Комиссия учитывает, что конкурсная комиссия уполномоченного органа действовала при рассмотрении вторых частей заявок участников закупки в рамках утвержденного заказчиком с нарушением извещения о проведении закупки.
При таких обстоятельствах, довод жалобы признается обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу заявителя обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение ч.6 ст. 31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, конкурсной комиссии уполномоченного органа, оператору ЭТП предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 28 апреля 2022 г. N 007/06/48-314/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2022