Резолютивная часть решения оглашена 27.04.2022
В полном объеме решение изготовлено 28.04.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий Комитета по управлению имуществом Златоустовского городского округа (далее - заказчик) по соблюдению законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении запроса котировок в электронной форме на определение рыночной стоимости права на заключение договора безвозмездного пользования объектов муниципальной собственности (сооружений газоснабжения) сроком на 10 лет (извещение N 0169300004522000006), на основании информации о нарушении требований действующего законодательства, поступившей от Гражданина (далее - заявитель), при дистанционном участии представителя заказчика Опалевой Т.А., действующего на основании доверенности от 26.04.2022,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 19.04.2022 поступила жалоба Гражданина на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на определение рыночной стоимости права на заключение договора безвозмездного пользования объектов муниципальной собственности (сооружений газоснабжения) сроком на 10 лет (извещение N 0169300004522000006), объявленного путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 15.04.2022 извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с решением N 189-ж/2022 от 20.04.2022 заявителю отказано в принятии жалобы на действия заказчика к рассмотрению по существу на основании подпункта "а" пункта 2 части 8 статьи 105 Закона контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 130 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок - 22.04.2022 в 09:00.
На дату рассмотрения обращения контракт заключен.
Доводы обращения заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлено преимущество участникам закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
По мнению заявителя, указанные действия заказчика являются неправомерными, поскольку ограничивают конкуренцию и не позволяют принять участие в закупке заявителю, являющемуся частнопрактикующим оценщиком, но не являющемуся субъектом малого предпринимательства.
Представитель заказчика с доводами обращения не согласился, представил письменные пояснения, которые поддержал на заседании Комиссии, и указал следующее.
Извещение об осуществлении закупки сформировано в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также с учетом потребности заказчика.
Преимущество участникам закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, установлено заказчиком в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с письмом Заместителя Губернатора Министра имущества Челябинской области от 04.08.2021 N 1/13390 с учетом увеличения с 01.01.2022 года до 25 процентов обязательной доли закупок у СМП по статье 30 Закона о контрактной системе органам власти и муниципальным образованиям Челябинской области следует продолжать работу по наращиванию доли контрактов с СМП путем увеличения конкурентных закупок, объявленных для СМП. Для выполнения указанных требований заказчик большую часть конкурентных закупок объявляет для СМП.
Так, совокупный годовой объем закупок на 2021 год составил 20 878 527,34 рублей; заключено контрактов по результатам электронных процедур на сумму 3 472 730,96 рублей; по результатам анализа закупок 2021 года заключено контрактов на сумму:
- определение рыночной стоимости - 575 101,09 рублей;
- кадастровые работы - 501 353,48 рублей;
- обследование ветхого жилья - 395 871, 58 рублей;
- демонтаж и хранение НТО - 300 000,00 рублей;
- приобретение основных средств - 1 207 437,85 рублей;
- размещение объявлений по торгам на ТВ - 360 000,00 рублей;
- товары и услуги на содержание органа местного самоуправления - 132 968,96 рублей.
В части закупок по определению рыночной стоимости начальная (максимальная) цена контракта по проведенным процедурам составила 789 206,01 рублей; цена заключенных контрактов - 575 101,09 рублей, т.е. в каждой закупке принимали участие от двух до семи участников; экономия составила 214 104,92 рублей.
В 2021 году в составе участников закупки частнопрактикующих оценщиков как физических лиц не было. Два контракта были заключены с индивидуальными предпринимателями-частнопрактикующими оценщиками; двадцать три контракта с обществами с ограниченной ответственностью.
В 2022 году совокупный годовой объем закупок составил 13 976 672,78 рублей, в том числе расходы на оплату и содержание имущества муниципальной казны составляют 9 970 999,98 рублей; закупки по пункту 4 статьи 93 Закона о контрактной системе - 1 824 621,14 рублей, т.е. налоговая база для СМП составляет 2 181 051,66 рублей, соответственно, минимальная доля закупок СМП составляет 545 262,92 рублей. Однако, с учетом требований Минимущества Челябинской области указанная доля должна составлять не менее 900 000,00 рублей, с учетом того, что не все закупки можно провести со статусом СМП.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Исходя из содержания пункта 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе и т.д.
Согласно материалам дела заказчиком посредством проведения открытого конкурентного способа определения поставщика (запрос котировок в электронной форме) осуществляется закупка на определение рыночной стоимости права на заключение договора безвозмездного пользования объектов муниципальной собственности (сооружений газоснабжения) сроком на 10 лет, с начальной (максимальной) ценой контракта 130 000,00 рублей.
С учетом предусмотренной законом обязанности по осуществлению закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, заказчиком в рамках рассматриваемой закупки, в соответствии с частью 3 статьи 30, пунктом 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки установлено преимущество участникам закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, что, в свою очередь, соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Относительно довода обращения об ограничении конкуренции Комиссия отмечает, что заявителем в материалы дела не представлены документы, подтверждающие факт ограничения заказчиком конкуренции.
Более того, исходя из совокупного толкования статьи 8 Закона о контрактной системе, ограничение конкуренции предполагает совершение заказчиком действий, противоречащих требованиям Закона о контрактной системе. Тогда как, установление заказчиком преимущества участникам закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, предусмотрено действующим законодательством о контрактной системе и, как следствие, не может рассматриваться как совершение действий, противоречащих требованиям Закона о контрактной системе и ограничивающих конкуренцию.
Также следует отметить, что на участие в рассматриваемой закупке подано шесть заявок. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.04.2022 заявки участников закупки признаны котировочной комиссией соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки; снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 77,88%.
С учетом изложенного, Комиссии Челябинского УФАС России не представляется возможным сделать вывод о наличии в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе в части установления преимущества участникам закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Таким образом, доводы обращения заявителя не находят своего подтверждения.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Доводы обращения Гражданина не нашли своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 апреля 2022 г. N 074/06/99-1047/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2022