Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. руководителя Комиссии: |
Амировой В.Р. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
|
Хусаинова И.И. - специалиста 1 разряда,
|
в присутствии представителя ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" - Мухаметшиной Е.Г. (доверенность N07/Д от 01.02.2022 г.), Гатауллиной А.Ш. (доверенность N18/Д от 19.04.2022 г.) в отсутствие заявителя ИП Меньшикова Р.А., о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ИП Меньшикова Романа Анатольевича (вх. N5084/ж от 13.04.2022 г.) на действие заказчика при проведении закупки N 0311200027222000024 на предмет: Выполнение работ по строительству систем водоснабжения в населенных пунктах Республики Татарстан,
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0311200027222000024 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 29.03.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 121 398 240,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, и позиции заказчика, изучения документации открытого конкурса в электронной форме приходит к следующим выводам.
По мнению заявителя, заказчиком допущены нарушения норм действующего законодательства, а именно ПСД размещено не в полном объеме.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Исходя из пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация определяет объем, содержание работ в другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.
Согласно пункту 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение), проектная документация состоит из текстовой и графической частей.
Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Каждый раздел проектно-сметной документации включает определенные чертежи, которые являются основанием для расчета потребности в конструкциях, материалах, изделиях. Правила определения объемов работ по проектной документации и их стоимости содержится в соответствующих СНиП.
В соответствии с пунктом 4 Положения в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Капитальный ремонт осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Согласно доводам жалобы заявителя, заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок, проектная-сметная документация размещена не в полном объеме.
Заказчик с доводом жалобы согласился, но в то же время сообщил, что ПСД по указанным объектам предоставлялось администрациями районов, в которых проводятся работы. Все предоставленные ими документы были размещены в составе извещения по вышеуказанной закупки.
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив размещенные в ЕИС документы, которые являются частью извещения, установила, что заказчиком проектно-сметная документация размещена не в полном объеме, а именно размещены не все разделы.
Также, Комиссия отмечает, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие ПСД в полном объеме в составе извещения означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта.
Таким образом, не размещение на официальном сайте ПСД Заказчиком в полном объеме в составе извещения, означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта в полном объеме.
Таким образом, жалоба признана обоснованной.
На основании изложенного, Заказчиком нарушены требования п.1, 8 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссией была осуществлена внеплановая проверка по рассматриваемой закупке. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из буквального толкования и смысла вышеуказанных норм, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Укрупнения лотов проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта.
Комиссия Татарстанского УФАС России, проанализировав техническое задание, установила, что победитель закупки должен будет выполнить работы по строительству систем водоснабжения в различных районах Республики Татарстан, срок выполнения указанных работ до 01.11.2022 г.:
N п/п |
Наименование объектов |
РКМ 132-р от 31.01.2022 |
1 |
2 |
3 |
Апастовский муниципальный район | ||
1 |
Строительство сетей водоснабжения в с.Шамбулыхчи Апастовского муниципального района РТ |
6 500 000,00 |
2 |
Строительство сетей водоснабжения с.Старый Юмралы Апастовского муниципального района РТ |
13 500 000,00 |
3 |
Строительство сетей водоснабжения с.Шигаево Апастовского муниципального района РТ |
9 800 000,00 |
Буинский муниципальный район | ||
4 |
Строительство сетей водоснабжения в д.Алькеево Буинского муниципального района РТ |
5 800 000,00 |
5 |
Строительство водопроводных сетей в д.Исаково Буинского муниципального района РТ |
24 918 240,00 |
Дрожжановский муниципальный район | ||
6 |
Строительство водопроводных сетей в с. Чувашское Дрожжаное Дрожжановского муниципального района РТ |
4 600 000,00 |
7 |
Строительство водопроводных сетей в с.Шланга Дрожжановского муниципального района РТ |
35 400 000,00 |
Черемшанский муниципальный район | ||
8 |
Строительство сетей водоснабжения в п.Нагорный и д.Саминовка Черемшанского муниципального района РТ |
15 580 000,00 |
9 |
Строительство сетей водоснабжения в д.Казанка Черемшанского муниципального района РТ |
5 300 000,00 |
ВСЕГО |
121 398 240,00 |
Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что Заказчик объединил в один лот работы, которые должны быть оказаны, в различных, удаленных друг от друга районах Республики Татарстан, в частности в Черемшанском, Дрожжановском районах Республики Татарстан, что может привести к ограничению конкуренции при проведении закупок.
Закон о контрактной системе запрещает ограничения количества участников закупки при формировании предмета закупки, но не определяет процент или конкретное числовое значение, необходимое для признания незаконного ограничения количества участников.
Объединение в один лот работ по строительству систем водоснабжения на объектах, расположенных в различных населенных пунктах Республики Татарстан, влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Указанные действия заказчика нивелируют цели законодательства о контрактной системе - открытости и прозрачности, экономии бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования, равноправия участников размещения заказа и обеспечения их справедливой конкуренции.
Кроме того, формирование лота подобным образом исключает возможность участия в торгах организаций, заинтересованных в выполнении государственного контракта только в одном административном районе, а также ограничивает доступ к участию в аукционах субъектов малого и среднего предпринимательства.
Размещение государственного заказа укрупненными лотами нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов, исключает возможность участия в торгах отдельных участников рынка, ограничивает возможность соперничества на аукционе за право заключения государственного контракта и выполнения работ по предмету контракта, что может привести к ограничению конкуренции при проведении торгов.
Указанное подтверждается судебной практикой, приведенной в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2016 по делу N А40-244495/15-149-2058, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13.12.2016 N Ф05-18537/2016 по делу N А40-244495/2015, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.11.2015 по делу N А56-86285/2014, а также практикой ФАС России, приведенной в Решении ФАС России от 14.11.2017 по делу N К-1573/17, Решении ФАС России от 02.12.2015 по делу N К-1660/15, Решении ФАС России от 16.11.2015 по делу N К-1542/15, Решение ФАС России от 29.09.2015 по делу N К-1215/15.
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчик необоснованно укрупнил лот, что привело к нарушению требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что выявленные нарушения могли повлиять на результат определения победителя, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Романа Анатольевича (вх. N5084/ж от 13.04.2022 г.) на действие заказчика при проведении закупки N 0311200027222000024 на предмет: Выполнение работ по строительству систем водоснабжения в населенных пунктах Республики Татарстан, обоснованной.
2. Признать Заказчика - ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" нарушившим требования части 2 статьи 8, пункта 1,8 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя Комиссии: Амирова В.Р.
Члены Комиссии: Тимофеев М.А.
Хусаинов И.И.
Тимофеев М.А. (843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 20 апреля 2022 г. N 016/06/33-677/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2022