Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. -начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя заявителя - ООО "Аква", в отсутствие представителя государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области, рассмотрев жалобу ООО "Аква" на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку изделий медицинского назначения (Аппарат УЗИ) (реестровый N0125200000722000009), на основании ст.99, 105,106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 22.04.2022 поступила жалоба ООО "Аква" (далее также Заявитель, Общество) на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку изделий медицинского назначения (Аппарат УЗИ) (реестровый N0125200000722000009) (далее -запрос котировок).
Согласно доводам заявителя жалобы комиссия по осуществлению закупок неправомерно отклонила заявку ООО "Аква".
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Выслушав доводы Заявителя, изучив материалы жалобы, извещение о проведении закупки, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
Ранее 22.04.2022 Комиссией была рассмотрена жалоба ООО "Аква" (на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку изделий медицинского назначения (Аппарат УЗИ) (реестровый N0125200000722000009), по результатам рассмотрения которой было принято решение N030/06/42-487/2022 которым было установлено следующее: "21.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного запроса котировок (последние изменения от 07.04.2022).
Комиссия рассматривает извещение от 07.04.2022.
Как следует из указанного документа, начальная (максимальная) цена контракта составила 43 539 999,99 руб.
Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок в электронной форме N0125200000722000009 от 14.04.2022 заявка Общества, зарегистрированная под N14477, была отклонена аукционной комиссией по следующим основаниям: "непредставление участником закупки оператору электронной площадки информации и документов, предусмотренных извещением (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 статьи 43 Закона N44-ФЗ). Отклонение по п.1 ч.12 ст. 48 Закона 44-ФЗ. 1. Отклонена по причине п. 1. ч. 12 ст. 48 44-ФЗ (непредставление информации и документов, предусмотренных извещением, а именно: реквизитов счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством РФ осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта) согласно подпункта п пункта 1 части 1 статьи 43 44-ФЗ. 2. Отклонена по причине п. 1. ч. 12 ст. 48 44-ФЗ, а именно: в соответствии с требованиями в документации Участник должен был указать Остаточный срок годности поставляемого товара - на момент поставки он должен был составлять не менее 12 месяце с даты приемки товара Заказчиком. Участник не предоставил данные сведения".
Комиссия, изучив заявку Общества, не соглашается с выводом комиссии по осуществлению закупок о том, что Обществом не указаны данные о сроке годности поставляемого товара, ввиду следующего.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать:
- с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки характеристики, предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что согласно требованиям к содержанию и составу заявки на участие в запросе котировок и инструкции по ее заполнению такая заявка должна в том числе содержать: а) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, как следует из описания объекта закупки, срок годности товара не является характеристикой товара.
Требование об указании конкретного остаточного срока годности товара в любом случае невозможно исполнить участнику закупки в виде изложения конкретного значения, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке.
Следовательно, участники закупки могут только выразить согласие на поставку товара с остаточным сроком годности на момент поставки не менее 12 месяцев от срока годности, установленного производителем.
В силу статьей 472, 473 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом или в установленном им порядке может быть предусмотрена обязанность определять срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности).
Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором.
Срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Таким образом, исходя из названных положений, срок годности является функциональным показателем товара и заказчик предъявил к нему соответствующие требования в составе технического задания.
При этом заказчик указал, что поставка товара осуществляется в течение 5 календарных дней, а срок годности установлен на него от момента поставки, в связи с этим, конкретный срок годности товара на момент поставки подлежит проверке именно в этот момент, а не в составе заявки, поэтому утверждение о правомерности отклонения заявки является неверным.
Более того, участник закупки при подаче своей заявки выразил свое согласие на поставку товара, на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.
Данная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 29.05.2019 N Ф10-1867/2019 по делу N А09-6004/2018 и в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.05.2018 N Ф08-3323/2018 по делу N А53-17769/2017.
Между тем, Комиссия, изучив заявку Общества, соглашается с выводом комиссии по осуществлению закупок, отраженным в протоколе подведения итогов, о том, что в составе заявки Обществом не были представлены реквизиты счета участника закупки, на которые в соответствии с законодательством РФ осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта) согласно подпункта "п" пункта 1 части 1 статьи 43 44-ФЗ.
Таким образом, комиссия по осуществлению закупок правомерно отклонила заявку Общества.
В силу ч.3 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно извещению дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) определена как 14.04.2022. |
|
|
|
Между тем, в нарушение ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов электронного запроса котировок сформирован и направлен оператору торговой электронной площадки только 21.04.2022, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.14 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией было установлено следующее.
Заявка участника закупки зарегистрированная под N14054, в нарушение пп "а" п.1 ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе неправомерно была отклонена комиссией по осуществлению закупок, поскольку участник закупки выразил согласие на поставку товара с остаточным сроком годности на момент поставки не менее 12 месяцев, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Также, ранее, 31.03.2022 Комиссией Управления была рассмотрена жалоба ООО "Аква" и принято решение N030/06/42-380/2022, в котором было установлено следующее: "В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 43 539 999,99 руб.
При этом Заказчиком в извещении не установлены дополнительные требования к участникам запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 12 части 1 статьи 42, ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Учитывая вышеизложенное, Комиссия выдала 31.03.2022 Заказчику предписание 030/06/42-380/2022 об устранении нарушений.
Между тем, в редакции извещения от 07.04.2022 данные нарушения Заказчиком устранены не были, что нарушает пункт 12 части 1 статьи 42, ч.2.1 ст.31, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе и образует признаки составов административных правонарушений, ответственность за которые установлена ч. 4.2 ст.7.30 и ч.7 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия принимает решение о необходимости выдачи заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства".
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аква" на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку изделий медицинского назначения (Аппарат УЗИ) (реестровый N0125200000722000009) необоснованной.
2. В связи с ранее выданным 22.04.2022 Комиссией предписанием N030/06/42-487/2022, предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 27 апреля 2022 г. N 030/06/42-519/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2022