Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Управления (далее - Инспекция), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителей муниципального заказчика Муниципального казенного общеобразовательного учреждения дополнительного образования "Камызякская районная детская школа искусств" (далее также - Заказчик) - директора Абакумовой Е.В. (действующая на основании выписки из ЕГРЮЛ), Джумагазиевой О.Г. (действующая по доверенности Nб/н от 27.04.2022 года), надлежащим образом извещенных, в отсутствие представителя УМВД России по Астраханской области, надлежащим образом извещенного, на основании информации, поступившей от УМВД России по Астраханской области вх.N3289 от 14.04.2022 года, и статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку муниципального заказчика - Муниципального казенного общеобразовательное учреждение дополнительного образования "Камызякская районная детская школа искусств" (далее - Заказчик) на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе при заключении следующих контрактов с ИП Тауевой А.Ж. на основании ст.93 Закона о котрактной системе: N15 от 01.07.2021 года, N16 от 01.07.2021 года, N17 от 01.07.2021, N18 от 01.07.2021 года, N19 от 01.07.2021 года, N20 от 23.07.2021 года
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 14.04.2022 года поступила информация УМВД России по Астраханской области о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Проведение внеплановой проверки назанчено на 27.04.2022 года в 14 часов 00 минут.
по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.402.
В указанное время проведение внеплановой проверки началось в составе:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителей муниципального заказчика Муниципального казенного общеобразовательное учреждение дополнительного образования "Камызякская районная детская школа искусств" (далее также - Заказчик, АМО с.Карагали) - директора Абакумовой Е.В. (действующая на основании выписки из ЕГРЮЛ), Джумагазиевой О.Г. (действующая по доверенности Nб/н от 27.04.2022 года), надлежащим образом извещенных, в отсутствие представителя УМВД России по Астраханской области, надлежащим образом извещенного.
В проведении внеплановой проверки Комиссией объявлялся перерыв до 15:30 28.04.2022. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителей муниципального заказчика Муниципального казенного общеобразовательного учреждения дополнительного образования "Камызякская районная детская школа искусств" (далее также - Заказчик) - директора Абакумовой Е.В. (действующая на основании выписки из ЕГРЮЛ), Джумагазиевой О.Г. (действующая по доверенности Nб/н от 27.04.2022 года), надлежащим образом извещенных, в отсутствие представителя УМВД России по Астраханской области, надлежащим образом извещенного.
Комиссия рассмотрела поступившую информацию, а также документы,предоставленные Закачзиком, провела внеплановую проверку и установила следующее.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
В письме Федеральной антимонопольной службы N ИА/100041/19 от 14.11.2019 указано, что действия заказчиков по заключению нескольких контрактов на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в целях закупки работ/услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполнение которых предусмотрено единой проектной документацией, либо в рамках конкретного раздела проектной документации, фактически являются уходом от проведения конкурентных процедур и нарушают требования Закона о контрактной системе, а также могут быть квалифицированы как нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.
В нарушение указанных норм Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением дополнительного образования "Камызякская районная детская школа искусств" были заключены следующие договоры с единственным подрядчиком (ИП Тауевой А.Ж.) на выполнение работ по капитальному ремонту различных помещений одного здания: МКОУ ДО "Камызякская районная школа искусств", расположенного по адресу: Астраханская область, г.Камызяк, площадь Павших борцов, дом 3:
1)N15 от 01.07.2021 года на сумму 509 480, 00 рублей;
2)N16 от 01.07.2021 года на сумму 114 130,00 рублей;
3)N17 от 01.07.2021 года на сумму 548 820,00 рублей;
4)N19 от 01.07.2021 года на сумму 224 110,00 рублей;
5)N19 от 01.07.2021 года на сумму 326 680,00 рублей;
6)N20 от 23.07.2021 года на сумму 411 370,00 рублей.
Предметом указанных договоров фактически является один объект закупки - выполнение работ по капитальному ремонту различных помещений одного здания: МКОУ ДО "Камызякская районная школа искусств", расположенного по адресу: Астраханская область, г.Камызяк, площадь Павших борцов, дом 3.
Договоры имеют фактическую направленность на достижение единой хозяйственной цели, приобретателем по ним является одно и то же лицо, имеющее единый интерес, в связи с чем указанные выше договоры фактически образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную договорами.
Документы в подтверждение самостоятельного характера каждой сделки Заказчик не предоставил.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Астраханского УФАС России считает, что заключение контрактов с единственным подрядчиком на выполнение работ по капитальному ремонту одного объекта в рамках одной проектно-сметной документации, впоследствии раздробленной на различные помещения одного объекта - здания: МКОУ ДО "Камызякская районная школа искусств", свидетельствует о нарушении Заказчиком положений части 5 статьи 24, пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика образуют состав администратвиного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контарктной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает такие единые требования к участникам закупки как соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из письма Министерства финансов РФ от 28 февраля 2020 г. N 24-02-08/14654 следует, что требования, установленные статьей 31 Закона о контрактной системе, распространяются на всех участников закупки в равной степени, в том числе на лиц, с которыми заключается контракт как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Объектом договоров от 01.07.2021 года и 23.07.2021 года является выполнение работ по капитальному ремонту помещений здания: МКОУ ДО "Камызякская районная школа искусств".
Таким образом, выполнять такие работы может только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации.
На заседании Комиссии Управления было установлено, что при заключении договоров с ИП Тауевой А.Ж. Заказчиком требование о предоставлении выписки из членства СРО к Подрядчику не предъявлялось.
Данные действия Заказчика нарушают требования части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом, административная ответственность Заказчика за совершение указанных действий КоАП РФ не установлена.
На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.8 ст.106, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать муниципального заказчика - Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение дополнительного образования "Камызякская районная детская школа искусств" нарушившим требования части 5 статьи 24, пункта 5 части 1 статьи 93, пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении следующих контрактов с ИП Тауевой А.Ж. N15 от 01.07.2021 года, N16 от 01.07.2021 года, N17 от 01.07.2021, N18 от 01.07.2021 года, N19 от 01.07.2021 года, N20 от 23.07.2021 года.
2.Предписание не выдавать.
3.Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей проверки, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица муниципального заказчика - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения дополнительного образования "Камызякская районная детская школа искусств" в части нарушения части 5 статьи 24, пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Инспекции Потылицын П.Л.
Члены Инспекции: Балтыкова Е.М.
Родина К.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 28 апреля 2022 г. N 030/06/93-525/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2022