Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
При участии:
<__.> - представителя заказчика по доверенности;
<__.> - представителя заявителя по доверенности,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Строй-Инвест-Маркет" (ИНН: 8911027812), на действия аукционной комиссии при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Выполнение работ по благоустройству объекта: "Флагштоковая группа по ул. Набережная Саргина в городе Тарко-Сале"", начальная (максимальная) цена контракта - 6 462 855,86 рублей (извещение N 0190300001322000312), размещенной в единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вхд. N 2525 от 20.04.2022) на действия аукционной комиссии.
Заявитель считает, что действия аукционной комиссии противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик, с доводами Заявителя не согласился, представил возражения и сообщил, что при проведении аукциона, аукционная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документами о закупке, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 07.04.2022 09:40 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 18.04.2022 09:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 18.04.2022;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 20.04.2022;
6) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 2 участника аукциона, заявка одного участника закупки признана несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 18.04.2022 заявка N 71 участника закупки ООО "Строй-Инвест-Маркет" признана несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки по основаниям, предусмотренным Законом о контрактной системе.
С решением аукционной комиссии Заявитель не согласился, считает, что Заказчик неправомерно не оценивает опыт участников закупки по гражданско-правовым договорам. В составе заявки ООО "Строй-Инвест-Маркет" были представлены следующие документы и сведения: - договор подряда N 03/21 от 29.03.2021 г. на строительство индивидуального жилого коттеджа со всеми приложениями; - акт приемки объекта от 15.02.2022 г.; - информационное письмо с указанием, что разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности на данный вид строительства не выдается.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На заседании Комиссии Ямало-Ненецкого УФАС России представитель Заказчика подтвердил доводы, изложенные в возражениях на жалобу и пояснил, что дополнительные требования установлены в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, а именно, наличие у участника опыта исполнения аналогичных контрактов (в данном случае на благоустройство).
Заказчик считает, что опыт должен быть подтвержден контрактом (договором) предусматривающим или выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения, благоустройству территории или выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) или выполнение участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Для подтверждения наличия одного из вышеуказанных оснований, подтверждающих опыт, участник закупки прикладывает к заявке документы, перечисленные в п.1-3 позиции 9 раздела II приложения к по становлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571. К заявке ООО "Строй-Инвест-Маркет" в качестве документа, подтверждающего наличие соответствующего опыта приложен Договор подряда N 03/21 от 29 марта 2021 года на строительство индивидуальных жилых коттеджей, заключенный с физическим лицом.
Из письменного пояснения заказчика следует, что, принимая решение об отклонении заявки участника, комиссия Комитета по строительству исходила из того, что, во-первых, такой опыт не соответствует предмету закупки, во-вторых, исполнение приложенного в качестве подтверждения наличия опыта договора, невозможно проверить. Т.е. Заказчик не имеет возможности достоверно определить факт заключения и исполнения такого договора, а также не имеет возможности проверить, исполнен ли такой договор с нарушением условий, сроков и т.д. Информация о таком договоре не размещается в открытых, публичных источниках. Договор, приложенный Подрядчиком не может свидетельствовать о наличии необходимой квалификации для выполнения предусмотренных Контрактом работ. В отсутствие сложившейся практики по схожим взаимоотношениям, аукционной комиссией принято решение о несоответствии заявки участника требований, предъявленным к наличию опыта.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 2571).
Согласно подпункту "б" пункта 3 постановления N 2571 для целей настоящего постановления установлено, что договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 9 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с позицией 9 Приложения к Постановлению N 2571 для работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории установлено дополнительное требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаяе несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Письмом Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138 даны разъяснения о применении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являющихся приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 (далее - Приложение к Постановлению N 2571, Постановление N 2571).
Из п. 6.2 письма Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138 следует, что отдельными позициями Приложения к Постановлению N 2571 в графе "Дополнительные требования к участникам закупки" предусмотрено дополнительное требование о наличии у участника закупки нескольких видов опыта выполнения работ.
В таких позициях в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" предусмотрены разные подтверждающие информация и документы для разных случаев наличия одного из видов опыта выполнения работ.
Департамент (Минфина России) сообщает, что если Приложением к Постановлению N 2571 в графе "Дополнительные требования к участникам закупки" предусмотрено несколько видов опыта выполнения работ, то соответствующим требованию о наличии опыта выполнения работ является участник закупки, обладающий хотя бы одним из таких видов опыта.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления установлено, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона (извещение N 0190300001322000312) объектом закупки является выполнение работ по благоустройству объекта: "Флагштоковая группа по ул. Набережная Саргина в городе Тарко-Сале", с начальной (максимальной) ценой контракта 6 899 123,24 рублей.
Из Протокола подведения итогов электронного аукциона от 18.04.2022 N 0190300001322000312-2 следует, что комиссия по осуществлению закупок рассмотрев в соответствии со ст. 49 Закона о контрактной системе заявку на участие в закупке, информацию и документы на соответствие извещению об осуществлении закупки и приняла решение о несоответствии заявки N 71 (Заявитель) установленным требованиям.
В извещении об осуществлении закупки заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и в соответствии с пунктами 1 - 3 позиции 9 Приложения к Постановлению N 2571.
По мнению аукционной комиссии участником в заявке предоставлен договор подряда N 03/21 от 29.03.2021 г. на строительство индивидуальных жилых коттеджей. Данный договор не соответствует установленным извещением требованиям, так как для подтверждения опыта требуется контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Изучив заявку заявителя (N 71) поданную ООО "Строй-Инвест-Маркет" Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России установила, что участником электронного аукциона в подтверждение опыта представлены документы и информация, соответствующие требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Представленный участником закупки договор подтверждает наличие опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, соответствует извещению об осуществлении закупки и не противоречит пункту 2 позиции 9 Приложения к Постановлению N 2571.
Таким образом, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу, что аукционная комиссия приняла неправомерное решение об отклонении заявки участника закупки. На заседании Комиссии было доказано, что заявка Заявителя соответствует требованиям извещения о проведении закупки и Закону о контрактной системе.
Учитывая изложенное, действия аукционной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям извещения о проведении закупки, нарушают требования пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России считает, что имеются основания для выдачи предписания.
В дополнение Комиссия обращает внимание, что согласно пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй-Инвест-Маркет" на действия аукционной комиссии при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Выполнение работ по благоустройству объекта: "Флагштоковая группа по ул. Набережная Саргина в городе Тарко-Сале"", начальная (максимальная) цена контракта - 6 462 855,86 рублей (извещение N 0190300001322000312), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика, Уполномоченного органа обеспечить уведомление членов аукционной комиссии (извещение N 0190300001322000312) о необходимости представить в срок до 18.05.2022 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты (контактная информация);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- положение и приказ о создании аукционной комиссии;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протоколов об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностных лиц -назначается на 20.05.2022 в 16 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 26 апреля 2022 г. N 089/06/49-372/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2022