Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Барышев А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Воронков А.В. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
- Ветров М.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
при участии посредством видеоконференцсвязи | ||
- Чемизова А.А. |
- |
представителя ФБУ "Администрация Волжского Бассейна" (доверенность N 13-10/190 от 25.04.2022), |
- Левкин А.А. |
- |
представителя САО "ВСК" (доверенность N 13-10/190 от 25.04.2022). |
рассмотрев посредством видеоконферецсвязи жалобу Страхового акционерного общества "ВСК" (далее также - САО "ВСК", заявитель) о нарушении ФБУ "Администрация Волжского Бассейна" (далее также - заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для обеспечения нужд заказчика,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", номер извещения 0332100025622000020 (далее также - открытый конкурс в электронной форме).
По мнению заявителя, положения аукционной документации не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представитель заявителя на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Комиссия Нижегородского УФАС России, выслушав доводы лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 15.04.2022 в единой информационной системе и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" размещены извещение и документация по объекту закупки: "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", номер извещения 0332100025622000020.
Начальная (максимальная) цена контракта - 991 800,00 рублей.
2) По мнению заявителя, Заказчиком установлен неправомерный порядок оценки по показателю "Деловая репутация участника конкурса", что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктом 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно пункту 29 Положения показатель, предусмотренный подпунктом "г" пункта 24 Положения, может применяться исключительно при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) которых в соответствии с законодательством Российской Федерации могут являться только юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. В случае применения такого показателя оценки:
а) осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
б) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
-документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации;
-связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.
Согласно пункту 1 ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности" (далее - ГОСТ Р 66.0.01-2017) данный ГОСТ устанавливает общие положения, требования и структуру национальной системы стандартов в области оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 3.7 ГОСТ Р 66.0.01-2017 индекс деловой репутации: Целое числовое значение в интервале от 0 до 100, присваиваемое заявителю по результатам работы по оценке соответствия требованиям системы стандартов, в зависимости от конкретных видов экономической деятельности субъекта предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 3.7 ГОСТ Р 66.0.01-2017 отчет о сертификации это документ, содержащий информацию о результатах проведенной работы по сертификации опыта и деловой репутации.
Согласно пункту 5.5 ГОСТ Р 66.0.01-2017 выполнение работ по оценке опыта и деловой репутации проводится по инициативе заявителя.
Согласно пункту 5.6 ГОСТ Р 66.0.01-2017 оценку опыта и деловой репутации осуществляют путем экспертной оценки. Экспертная оценка основана на учете мнений экспертов и аудиторов, выполняющих работу по оценке соответствия требованиям системы стандартов.
Согласно пункту 5.7 ГОСТ Р 66.0.01-2017 экспертная оценка предусматривает документальное удостоверение соответствия объектов оценки требованиям системы стандартов и использование факторной модели, указанной в разделе 7 ГОСТ Р 66.0.01-2017.
Согласно пункту 6.1 ГОСТ Р 66.0.01-2017 в целях оценки соответствия требованиям системы стандартов заявитель обращается за получением сертификата соответствия в орган по сертификации или акта инспекции в орган инспекции. Оценка соответствия в форме сертификации является первичной для заявителя для получения индекса деловой репутации. Оценка соответствия в форме инспекции осуществляется в целях подтверждения и актуализации индекса деловой репутации заявителя.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что по показателю "наличие у участников закупки деловой репутации" Положением предусмотрено исключительно представление сертификата соответствия, предусмотренным ГОСТ Р 66.0.01-2017 и определяющего индекс деловой репутации участника.
Вместе с этим Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме (редакция от 18.04.2022 NИИ1) Заказчиком установлен в том числе следующий порядок оценки заявок по показателю "Деловая репутация участника конкурса":
"Признак N 5 "Наличие рейтинга надежности, присвоенного одним из рейтинговых агентств, аккредитованных Банком России по состоянию на дату объявления закупки" (БХ2.5)".
Наименование рейтингового агентства |
АО "Эксперт РА" http://www.raexpert.ru |
АКРА (АО) https://www.acra-ratings.ru/ |
Количество присваиваемых баллов (при подтверждении одного из перечисленных рейтингов). |
Присвоенный рейтинг надежности |
ruAAA ruAA+ ruAA ruAA- ruA+ ruA ruA- |
AAA (RU) AA+ (RU) AA (RU) AA- (RU) A+ (RU) A(RU) A-(RU) |
100 |
ruBBB+ ruBBB ruBBB- ruBB+ ruBB ruBB- |
BBB+(RU) BBB(RU) BBB-(RU) BB+(RU) BB(RU) BB-(RU) |
75 |
|
ruB+ ruB ruB- |
B+(RU) B(RU) B-(RU) |
50 |
|
ruCCC ruCC ruC |
CCC+(RU) CCC(RU) CCC-(RU) CC(RU) C(RU) |
25 |
|
ruRD ruD |
SD(RU) D(RU) |
0 |
|
|
Отсутствие рейтинга |
0 |
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки не соответствует требованиям Постановлением Правительства N 2604.
Из объяснений представителя заказчика следует, актуальная редакция извещения размещена в ЕИС 25.04.2022 года. Обжалуемый показатель оценки "наличие у участников закупки деловой репутации" исключен и не будет оцениваться при оценке заявок по критерию "квалификация участников закупки".
Кроме того, по мнению заявителя, Заказчик просит представить неактуальные в 2022 году сведения для оценки по показателям.
В силу статьи 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Заказчик предлагает представить сведения по показателям критериев по показателям отчетности за 2020 г, а именно по показателям Признак N 1 "Доля страховых резервов в пассиве Участника закупки", Признак N 2 "Комбинированный коэффициент убыточности Участника закупки за 2020 год", Признак N 3 "Уровень долговой нагрузки Участника закупки", Признак N 4 "Размер выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (ОС ОПО) за 2020 год".
Так, заявитель отмечает, что для заказчика наиболее объективными и, соответственно, "лучшими" могут быть только показатели работы за 2021 год. Оценка по показателям за 2020 год в 2022 году разумного объяснения не имеет.
В соответствии с пунктом 6.17 Приложения N 4 "Порядок и сроки представления отчетности в порядке надзора, статистической отчетности и бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков, общие положения порядка составления отчетности в порядке надзора и статистической отчетности" (утв. Указание Банка России от 03.02.2021 N 5724-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности страховщиков") показатели отчетности по форме 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" представляется страховщиком в Банк России в следующем порядке: за I квартал, первое полугодие, 9 месяцев, год в течение 10 рабочих дней после дня окончания отчетного периода.
В соответствии с пунктом 6.29 Приложения N 4 "Порядок и сроки представления отчетности в порядке надзора, статистической отчетности и бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков, общие положения порядка составления отчетности в порядке надзора и статистической отчетности" (утв. Указание Банка России от 03.02.2021 N 5724-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности страховщиков") показатели отчетности по форме 0420125 "Бухгалтерский баланс страховой организации", форме 0420126 "Отчет о финансовых результатах страховой организации" представляется страховщиком в Банк России в следующем порядке: за год в течение 10 рабочих дней после дня окончания отчетного периода.
Таким образом, учитывая, что 2021 год закончился 31 декабря 2021 года, то отчетность 1-С по формам ОКУД 0420126, 0420125, 0420162 за 2021 год направляется страховщиками в Банк России не позднее 25 января 2022 года.
В настоящем случае заказчик на заседании Комиссии не представил принципиальную разницу в контексте объекта закупки наличия у участников электронного аукциона размера страховых премий (взносов) по оказанию услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте исключительно за 2020 год.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, жалоба заявителя признается обоснованным.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России допущенные заказчиком нарушения являются существенными, и могут быть устранены путем внесения изменений в извещение и проведения процедуры открытого конкурса в электронной форме повторно.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу САО "ВСК" о нарушении ФБУ "Администрация Волжского Бассейна" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для обеспечения нужд заказчика по объекту закупки: "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", номер извещения 0332100025622000020, обоснованной в части нарушений требований части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Барышев
Члены комиссии А.В. Воронков
М.В. Ветров
Исп.Ветров М.В.
Тел: 8 (831)-431-73-87.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 27 апреля 2022 г. N 052/06/105-1245/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2022