На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 35 от 25.04.2022 года, коллективного обращения работников Государственного казенного общеобразовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская специальная (коррекционная) школа - интернат" перенаправленное Прокуратурой Республики Саха(Якутия) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия) (исх. 20980035-р-574-22/1564-20980035 от 15.03.2022 года, вх. N 1873п от 21.03.2022), в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссией в следующем составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
проведена внеплановая документарная проверка действий (бездействий) заказчика Государственного казенного общеобразовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская специальная (коррекционная) школа - интернат" при заключении контрактов с единственным поставщиком.
Полное наименование проверяемой организации: Государственного казенного общеобразовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская специальная (коррекционная) школа - интернат" (далее также - ГКОУ РС(Я) "РС(К)ШИ", заказчик).
Юридический адрес проверяемой организации: 677008, САХА /ЯКУТИЯ/ РЕСПУБЛИКА, ГОРОД ЯКУТСК, ТРАКТ ВИЛЮЙСКИЙ 3 КМ, 47.
Почтовый адрес проверяемой организации: 677008, САХА /ЯКУТИЯ/ РЕСПУБЛИКА, ГОРОД ЯКУТСК, ТРАКТ ВИЛЮЙСКИЙ 3 КМ, 47.
ОГРН 1121435012555
ИНН 1435258720
КПП 143501001
Проверка начата 01.04.2022 года, окончена 22.04.2022 года.
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчиком ГКОУ РС(Я) "РС(К)ШИ" при заключении контрактов с единственным поставщиком.
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 209, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании коллективного обращения работников Государственного казенного общеобразовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская специальная (коррекционная) школа - интернат" перенаправленное Прокуратурой Республики Саха(Якутия) (исх. 20980035-р-574-22/1564-20980035 от 15.03.2022 года, вх. N 1873п от 21.03.2022).
Комиссия, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (действующая редакция на момент заключения договоров), осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
Изучив материалы дела, Комиссия УФАС России установила следующее:
1. 18 ноября 2019 года заключен Договор N 50/19 между Государственного казенного общеобразовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская специальная (коррекционная) школа - интернат" (далее - заказчик) и ИП Даниловым Иваном Семеновичем на замену кровельного покрытия и фасада здания пищеблока в соответствии с Локальной сметой N7 на сумму 313.740 рублей 19 копеек.
По данному договору ИП Данилов Иван Семенович выполнил работу в полном объеме.
2. 20 ноября 2019 года заключен Договор N20/19 между Заказчиком и ИП Дроздовым Русланом Александровичем на ремонтные работы пищеблока в соответствии с Локальной сметой N8 на сумму 394.859 рублей 57 копеек.
По данному договору ИП Дроздов Руслан Александрович выполнил работу в полном объеме.
3. 20 ноября 2019 года заключен Договор N21/19 между Заказчиком и ИП Дроздовым Русланом Александровичем на ремонт санузла с сметной стоимостью на сумму 126.558 рублей 82 копеек.
По данному договору ИП Дроздов Руслан Александрович выполнил работу в полном объеме.
В соответствии с Актом проверки от 27 апреля 2021 года и Предписания N43/411/ОСН от 28 апреля 2021 года об устранении нарушений Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) обязали Заказчика устранить замечания. На основании данного акта проведен текущий ремонт корпуса N 4 и были заключены договора на текущий ремонт:
1) 07 октября 2021 года заключен Договор N53/21 и дополнительное соглашение от 22 октября 2021 г. к договору 53/21 от 07.10.2021 года между Заказчиком и ООО "ЭкоСтройПроект" на выполнение по текущему ремонту учебного корпуса N4 с сметной стоимостью на сумму 521.750 рублей 00 копеек.
По данному договору Исполнитель выполнил работу в полном объеме.
2) 11 октября 2021 года заключен Договор N54/21 и Дополнительное соглашение от 22 октября 2021 г. к договору 54/21 от 07.10.2021 года между Заказчиком и ООО "ЭкоСтройПроект" на выполнение по текущему ремонту учебного корпуса N4 с сметной стоимостью на сумму 539.950 рублей 00 копеек. По данному договору Исполнитель выполнил работу в полном объеме.
3) 11 октября 2021 года заключен Договор N55/21 и Дополнительное соглашение от 22 октября 2021 года к договору 55/21 от 11.10.2021 года между Заказчиком и ООО "ЭкоСтройПроект" на выполнение по текущему ремонту учебного корпуса N4 с сметной стоимостью на сумму 512.850 рублей 00 копеек.
По данному договору Исполнитель выполнил работу в полном объеме.
4) 11 октября 2021 года заключен Договор N56/21 и Дополнительное соглашение от 22 октября 2021 года к договору 56/21 от 11.10.2021 года между Заказчиком и ООО "ЭкоСтройПроект" на выполнение по текущему ремонту учебного корпуса N 4 с сметной стоимостью на сумму 442.850 рублей 00 копеек.
По данному договору Исполнитель выполнил работу в полном объеме.
5) 11 октября 2021 года заключен Договор N57/21 и Дополнительное соглашение от 22 октября 2021года к договору 57/21 от 11.10.2021 года между Заказчиком и ООО "ЭкоСтройПроект" на выполнение по текущему ремонту учебного корпуса N4 с сметной стоимостью на сумму 545.270 рублей 00 копеек.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Право выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) принадлежит заказчику и зависит от цены контракта, оперативности поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также законодательного урегулирования применения данного способа.
Таким образом, на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе заключать государственные контракты, цена каждого из которых не должна превышать ста тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок заказчика не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе в редакции на момент заключения договоров).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика может осуществляться в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
Пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, позволяет заказчику осуществлять закупки товаров, работ, услуг, на сумму до 600 тысяч рублей.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
Исходя из вышеупомянутого, договоры за 2019 год с единственным поставщиком по пунктам 4, 5 статьи 93 Закона о контрактной системе не содержат признаки нарушения законодательства.
Вместе с тем закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер.
Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой контрактов, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о контрактной системе, противоречит его целям и открывает возможность заказчику создать преимущественное положение для определенного круга хозяйствующих субъектов.
Таким образом заказчиком решение о способе определения подрядчика для обеспечения муниципальных нужд принято с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, Комиссия по контролю в сфере закупок отмечает, что заключение заказчиком с единственным поставщиком ряда взаимосвязанных договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно разделенную для целей формального соблюдения требований пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе может привести к сокращению числа участников закупки и ограничить конкуренцию.
Об искусственном дроблении предмета закупки, в частности, свидетельствует последовательное заключение вышеуказанных договоров в короткий период времени, единый срок выполнения работ, технологическая связь работ, являющихся предметом вышеуказанных договоров, заключение договоров с одним и тем же исполнителем. Такие признаки усматриваются в договорах 2021 года, заключенных с ООО "ЭкоСтройПроект".
Изучив документы и договоры с единственным поставщиком, совокупный годовой объем закупок и объем закупок с единственным поставщиком по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе за 2021 года, Комиссия УФАС России усматривает нарушения части 1, части 2, части 5 статьи 24, пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что договоры заключены и исполнены в полном объеме, Комиссия Якутского УФАС предписание не выдает.
В данных действиях заказчика содержатся признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. в действиях заказчика Государственного казенного общеобразовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская специальная (коррекционная) школа - интернат" при проведении закупки у единственного поставщика выявлены нарушения части 1, части 2, части 5 статьи 24, пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Якутского Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. N 014/06/99-390/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2022