Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба АО "ББ Груп" (вх. 5875) от 19.04.2022 года на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан городская клиническая больница N 18 города Уфы при осуществлении закупки N 0301300025022000086 "Закупка изделий медицинского назначения".
По мнению Заявителя, нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно требования Технического задания ограничивают конкуренцию.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по электронному аукциону N 0301300025022000086.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
Заявитель на заседании комиссии заявил, что Заказчику требуется "Набор для удлинения магистрали для внутривенных вливаний", который должен быть совместим с насосом марки Перфузор, имеющимся в ЛПУ. Исходя из Технического задания невозможно определить какой именно из насосов имеется у Заказчика, так как у производителя Б. Браун имеются 3 различных вида марки Перфузор: Перфузор Компакт С, Перфузор Спэйс, Перфузор Компакт Плюс.
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно пояснениям Заказчика, по обеим позициям закупки (п.п. 1,2 ТЗ) аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к закупаемому товару: "Совместима с насосом марки Перфузор, имеющимся в ЛПУ". Обоснование указанной характеристики изложено следующим образом: "Данные насосы имеются у заказчика. Магистраль должна быть внесена в инструкцию к прибору. Все ее геометрические данные такие как длина, диаметр и т.д. внесены в память прибора". В инструкциях к инфузионным насосам марки "Перфузор", выпускаемым производителем "Би Браун" указываются не только совместимые шприцы, которые необходимы для корректной работы насоса, но также аксессуары и расходные материалы. Инфузионные насосы используются для высокоточного введения лекарственных препаратов, с определенной скоростью в заданных параметрах, требование о закупке магистралей, внесенных в программное обеспечение инфузора не может считаться излишним. Вливание лекарственных препаратов тяжелобольным пациентам с помощью инфузионного насоса оказывает непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, и соответственно влечет установление конкретных требований к предмету закупок на поставку изделий медицинского назначения. Главным является достижение наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных последствий во время и после инфузии. Заказчиком 20.04.2022 года сделан запрос в ООО "Б. Браун Медикал", дочернее предприятие В. Braun Melsungen AG о рекомендуемых производителем расходных материалах - удлинительной магистрали для внутривенных вливаний. Исх. N 596/22 ББМ от 20 апреля 2022 г. было дано разъяснение, что к использованию с насосом инфузионным шприцевым "Перфузорc компакт плюс" (PerfusorR compactplus), регистрационное удостоверение N РЗН 2018/7727 от 22.10.2018 года рекомендованы устройства для инфузионно-траисфузионной терапии: магистрали инфузионные "Перфузор" (Perfusor), регистрационное удостоверение N ФСЗ 2007/00007 от 15.03.2017 года. Производителем особо отмечено, применение с инфузионными насосами несовместимых расходных материалов категорически запрещено и может привести к непредсказуемой погрешности введения, серьезно отличающейся от декларируемой производителем. Погрешность в дозировании, в свою очередь, может привести к ухудшению состояния пациента, вплоть до летального исхода. Использование несовместимых расходных материалов также влечет за собой сокращение срока службы насоса и досрочное снятие с гарантийного срока. Должны быть использованы только совместимые комбинации приборов, аксессуаров компонентов и расходные материалы с винтовыми соединениями.
На заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что все характеристики наборов для удлинения магистрали для внутривенных вливаний, а именно для инфузионных насосов марки "Перфузор", имеют одинаковые совместимые шприцы, аксессуары и расходные материалы.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
На участие в электронном аукционе поданы 2 заявки.
Заявитель документы, доказательства, которые ограничивают конкуренцию, не представил.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясьст.99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ББ Груп" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 25 апреля 2022 г. N ТО002/06/105-782/2022 (ключевые темы: расходный материал - участники закупок - антимонопольный орган - товарный знак - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2022