Изготовлено в полном объеме 26.04.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Мергенова А.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Габунов А.В. - член Комиссии, специалист первого разряда Калмыцкого УФАС России,
рассмотрение жалобы происходило с применением видео-конференц-связи в присутствии:
представителя Уполномоченного органа - Служба регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия - Очиров В.Г. (приказ N 93 от 01.06.2021 г.);
представителя Заказчика Министерство здравоохранения Республики Калмыкия - Дорджиева В.Б. (доверенность N ок/2 от 18.04.2022 г.), Батаева Б.В. (доверенность N ок/3 от 18.04.2022);
представителей Заявителей ООО "Торговый дом "Гермес" - Райгородецкую Г.В. (доверенность б/н от 28.03.2022 г.); ООО "Сфера-М" - Степанова А.Н. (доверенность б/н от 13.04.2022 г.);
Рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "Торговый дом "Гермес",
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 14.04.2022 г. вх. N08/10-17 поступила жалоба от ООО "Торговый дом "Гермес" на положение аукционной документации Заказчика - Министерство здравоохранения Республики Калмыкия, уполномоченный орган - Служба регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия при проведении электронного аукциона на "поставку системы рентгеновской компьютерной томографии с принадлежностями за счет средств 2022 года", реестровый номер извещения N 0105500000222000486.
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы. Заказчику направлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалоба была принята.
Уведомлением от 14.04.2022 г. рассмотрение жалобы ООО "Торговый дом "Гермес" назначено на 18 апреля 2022 года в 11 часов 00 минут.
Заявитель считает, что: описание объекта закупки электронного аукциона N0105500000222000486 необоснованно установлены требования к характеристикам товара, которые не предусмотрены позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, так же в извещении и описании объекта закупки не установлена ссылка на позицию КТРУ, который соответствует товар.
Заказчик по существу жалобы, с доводом жалобы не согласен, предоставил в Калмыцкое УФАС России письменные пояснения где сказано, что:
При формировании технического задания Заказчику в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Предметом закупки является поставка товара, а не его производство. Установленные аукционной документацией требования к техническим характеристикам товара не ограничивают конкуренцию, нарушений требований действующего законодательства при описании объектов закупки нет, поскольку принять участие в закупке может неопределенное число лиц.
Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Отсутствие у ООО "Торговый дом "Гермес", заинтересованного в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком его прав, а также ограничении Заказчиком числа участников закупки.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014."
В связи с тем, что предполагаемое к закупке оборудование не подходит под описание, предусмотренное кодом КТРУ, то Заказчик имел право описывать товар, подлежащий не по коду каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ), а по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
При подготовке технического задания Заказчик следовал требованиям и нормам действующего ГОСТ Р 55771-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок".
При этом сообщаем, что Заказчиком при описании объекта закупки было проведено исследование рынка предлагаемых Систем рентгеновской компьютерной томографии. При формировании технического задания на вышеуказанное медицинское оборудование Заказчик руководствовался ответами по техническим характеристикам оборудования не менее двух производителей.
Комиссия Калмыцкого УФАС России решила отложить рассмотрение жалобы ООО "Торговый дом "Гермес" на 19.04.2022 г. в 14 часов 00 минут для изучения материалов дела, лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения.
19.04.2022 г. Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения Заказчика, установила следующее:
07.04.2022 г. Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0105500000222000486, а также документация об электронном аукционе на "поставку системы рентгеновской компьютерной томографии с принадлежностями за счет средств 2022 года".
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: в 08 часов 00 минут по московскому времени "15" апреля 2022 года.
Дата проведения аукциона в электронной форме: "15" февраля 2022 года.
В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Комиссия Калмыцкого УФАС России установила следующее:
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
- информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44 ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
П. 5 Правил устанавливает, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в том числе:
- осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, в случае наличия в КТРУ товаров, включенных в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный Постановлением N 878, заказчик при описании объекта закупки не вправе указывать в Извещении дополнительную информацию, дополнительные потребительские свойства объекта, но обязан применять обязательную информацию, включенную в позицию КТРУ.
07.04.2022 г. Уполномоченным органом в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N0105500000222000486 Поставка системы рентгеновской компьютерной томографии с принадлежностями за счет средств 2022 года (далее - Извещение).
Согласно Извещению, Заказчику требуется товар с кодом позиции ОКПД2 - 26.60.11.111, включенный в перечень продукции, утвержденный Постановлением N878. На этом основании в Извещении установлены ограничения допуска товаров, согласно Постановлению N 878.
Согласно пояснениям Заказчика, в КТРУ отсутствует необходимая позиция, соответствующая выбранному коду ОКПД2 и полностью удовлетворяющая необходимые ему характеристики товара, исходя из этого, описание объекта Закупки осуществлено в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
В свою очередь, Комиссией установлено, что техническое описание объекта Закупки свидетельствует о соответствии закупаемого товара позиции КТРУ 26.60.11.119-00000023 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела" (обязательное применение с 22.12.2021 г.).
Таким образом, Заказчик при описании объекта Закупки должен был применить обязательные характеристики товара позиции КТРУ 26.60.11.119-00000023 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела", но с учетом того, что код ОКПД2 - 26.60.11.119 включен в перечень Постановления N 878, дополнительные потребительские свойства объекта применяться не могут.
При таких обстоятельствах, Комиссией Калмыцкого УФАС России в действиях Заказчика установлены нарушения требований ч. 1 ст.33, ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ, п.5 Правил.
П. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 Закона N 44-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом "Гермес" - обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Министерство здравоохранения Республики Калмыкия, нарушение п.5 Правил, ч.1 ст. 33, ч.6 ст.23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об аннулировании торгов.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Мергенова А.А.
Габунов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 26 апреля 2022 г. N 008/06/42-62/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2022