Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление):
рассмотрев обращение Автономной некоммерческой организации "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" (далее - Заявитель) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации в сфере закупок в действиях (бездействии) Федерального казенного учреждения "Центральная база измерительной техники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Заказчик) при проведении закупок на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Фавипиравир, поставку лекарственного препарата для медицинского применения Олокизумаб, поставку медицинских изделий, поставку медицинского оборудования, поставку Теовексала (закупки у единственного поставщика), в результате осуществления внеплановых проверок в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступило обращение Заявителя содержащее информацию о признаках нарушения Заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе при заключении контрактов с единственным поставщиком.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановых проверок Комиссия установила следующее.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться Заказчиком на закупки товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком нарушены требования действующего законодательства и условия государственных контрактов, заключенных на поставку медицинских изделий и лекарственных средств для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией, закупка которых осуществлялась у единственного поставщика. Кроме того, контракты от 28.04.2021 N 76 (1504702469421000124) и от 29.03.2021 N 43 (1504702469421000101) на поставку медицинских изделий не соответствуют типовому контракту на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2015 N 724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий". В контрактах на поставку лекарственных средств, заключенных с АО "Р-Фарм", установлено требование к остаточному сроку годности лекарственных средств - "не менее 80% от установленного на дату поставки", что, согласно доводу Заявителя, не соответствует декларируемой цели закупки у единственного поставщика.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что контракты заключены на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с приказом МЧС России от 21.02.2019 N 97 "Об осуществлении МЧС России, территориальными органами МЧС России и учреждениями, находящимися в ведении МЧС России, полномочий заказчика" (далее - приказ МЧС России) ФКУ ЦБИТ МЧС России является уполномоченным учреждением на осуществление централизованных закупок товаров, работ, услуг для нужд МЧС России. При этом, ответственным структурным подразделением Центрального аппарата МЧС России, отвечающим за формирование потребности и описание объекта закупки для закупки грузов гуманитарной помощи, является департамент международной деятельности МЧС России (далее - ДМД МЧС России).
Согласно распоряжениям Правительства Российской Федерации от 06.03.2021 N 559-р, от 27.04.2021 N 1074-р, от 07.08.2021 N 2180-р (далее - распоряжения) МЧС России поручено осуществить закупку и доставку товаров, для оказания срочной гуманитарной помощи населению "дружественных" стран в борьбе с новой коронавирусной инфекцией.
Во исполнении распоряжений ДМД МЧС России, в ФКУ ЦБИТ МЧС России направлены заявки на осуществление закупок, содержащие номенклатуру закупаемых товаров, источник финансирования, описание объекта закупи и основные условия поставки для оказания гуманитарной помощи.
Осуществление закупки товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания гуманитарной помощи, соответствует пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе и Правилами разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Правила) утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, согласно приложению N 1 Приказа.
В соответствии с пунктом 14 Правил "Утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в следующих случаях:
а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Пунктом 18 Правил предусмотрено: "Типовые контракты, типовые условия контрактов могут не применяться при осуществлении:
б) закупок, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Государственный контракт N 76 от 28.04.2021 заключен на основании пункта 9 части 1 стать 93 Закона о контрактной системе. В соответствии с пунктом 18 Правил Заказчик при осуществлении такой закупки вправе не применять типовой контракт.
Вместе с тем, Заказчиком при осуществлении указанной закупки были применены основные положения Типового контракта с учетом особенностей осуществления закупки товаров, необходимых для оказания срочной гуманитарной помощи населению иностранных государств в борьбе с новой коронавирусной инфекцией.
Аналогичная позиция установлена по государственному контракту от 29.03.2021 N 43 (1504702469421000101).
Таким образом действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод обращения Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
В действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 21 апреля 2022 г. N 050/06/99-10926/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2022