Резолютивная часть решения объявлена 22.04.2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 27.04.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от государственного заказчика - Министерства внутренних дел по Республике Тыва (далее - МВД по РТ, государственный заказчик):
- "_" действующая на основании доверенности от 14.01.2022 года N 4;
- "_" действующий на основании доверенности от 15.03.2022 года N 37,
в отсутствии надлежащим образом извещенного Индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_") (отчет о доставке электронного письма от 20.04.2022 года, телефонограмма от 20.04.2022 года),
рассмотрев обращение (вх. N 1667 от 18.04.2022 года) МВД по РТ о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП "_" (668214, Республика Тыва, Улуг-Хемский район, г. Шагонар, ул. Сельская, д. 6, кв. 2, ИНН: 171400871065, ОГРНИП: 320171900004201, дата регистрации присвоения ОГРНИП 16.03.2020 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 133 от 22.11.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312100003721000057 "Выполнение работ по капитальному ремонту ограждения МО МВД России "Улуг-Хемский", расположенного по адресу: г. Республика Тыва, г. Шагонар, ул. Дружбы, д. 16", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 19.04.2022 года N 112 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312100003721000057.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и ИП "_" были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
В ходе заседания Комиссии Тывинского УФАС России представители государственного заказчика поддержали доводы, изложенные в обращении, а также пояснили, что изначально решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 133 от 22.11.2021 года было принято 17.03.2022 года, которое в последующем признано недействительным в связи с принятием нового решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 06.04.2022 года.
От ИП "_" пояснений о причинах ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту N 133 от 22.11.2021 года в адрес Тывинского УФАС России не поступило.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-41/2022, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - МВД по РТ в ЕИС 25.10.2021 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0312100003721000057 "Выполнение работ по капитальному ремонту ограждения МО МВД России "Улуг-Хемский", расположенного по адресу: г. Республика Тыва, г. Шагонар, ул. Дружбы, д. 16", начальная (максимальная) цена контракта: 1 258 476,53 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки, на участие в электронном аукционе от 03.11.2021 года на момент окончания срока подачи заявок была подана единственная заявка ИП "_" признанная соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе документации электронного аукциона.
22.11.2021 года между МВД по РТ и ИП "_" заключен государственный контракт N 133 "Выполнение работ по капитальному ремонту ограждения МО МВД России "Улуг-Хемский", расположенного по адресу: г. Республика Тыва, г. Шагонар, ул. Дружбы, д. 16".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 12.4. государственного контракта N 133 от 22.11.2021 года предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения Контракта, в соответствии с гражданским законодательством.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
При этом, Федеральным законом от 02.07.2021 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 360-ФЗ) внесены изменения в Закон о контрактной системе вступившие в силу с 01.01.2022 года.
Так, в соответствии с частью 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном частью 17.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 части 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
4) в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном частью 20.2 статьи 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона).
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у подрядчика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 133 от 22.11.2021 года принято 17.03.2022 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в ЕИС в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" 18.03.2022 года. Кроме того, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 133 от 22.11.2021 года было направлено в адрес ИП "_" по средствам услуг почтовой связи АО "Почта России" с почтовым идентификатором N 66700769002388, на дату рассмотрения обращения (22.04.2022 года) решение подрядчиком не получено. Однако государственным заказчиком решение от 17.03.2022 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 133 от 22.11.2021 года отменено, и повторно принято решение 06.04.2022 года об одностороннем отказе от исполнения контракта N 133 от 22.11.2021 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в ЕИС 06.04.2022 года.
При этом, в нарушение подпункта "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не было направлено заказчиком лицу, имеющему право действовать от имени подрядчика.
С учетом взаимосвязи требований подпунктов "а", "б", "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ следует, что закон определяет факт надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта необходимостью в обязательном порядке не только разместить указанное решение в ЕИС, но и направить (вручить) его недобросовестному поставщику (подрядчику, исполнителю). При этом, возможность исчисления срока, предусмотренного подпунктом "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ неразрывно связана с фактом неполучения заказчиком в установленный срок подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте.
Таким образом и в связи с не направлением МВД по РТ решения заказчика от 06.04.2022 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 133 от 22.11.2021 года в адрес "_" указанное решение государственного заказчика в законную силу не вступило, соответственно государственный контракт N 133 от 22.11.2021 года не является расторгнутым.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, учитывая, что Комиссией Тывинского УФАС России выявлены нарушения установленных Законом о контрактной системе требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также не наступлением на дату вынесения настоящего решения факта расторжения государственного контракта N 133 от 22.11.2021 года имеют место основания для отказа во включении информации об ИП "_" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Министерством внутренних дел по Республике Тыва в отношении индивидуального предпринимателя "_" (668214, Республика Тыва, Улуг-Хемский район, г. Шагонар, ул. Сельская, д. 6, кв. 2, ИНН: 171400871065, ОГРНИП: 320171900004201, дата присвоения ОГРНИП 16.03.2020 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 133 от 22.11.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312100003721000057 "Выполнение работ по капитальному ремонту ограждения МО МВД России "Улуг-Хемский", расположенного по адресу: г. Республика Тыва, г. Шагонар, ул. Дружбы, д. 16", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Министерства внутренних дел по Республике Тыва нарушение подпункта "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 года N 360 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части не направления решения от 06.04.2022 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 133 от 22.11.2021 года в адрес индивидуального предпринимателя "_".
3. Выдать государственному заказчику - Министерству внутренних дел по Республике Тыва предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 27 апреля 2022 г. N 017/06/104-41/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2022