Резолютивная часть решения объявлена 22.04.2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 27.04.2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "..." - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"..." - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
"..." - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;
от заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Чал-Кежиг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва (далее - МБОУ СОШ с. Чал-Кежиг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва):
- "...", действующая на основании доверенности,
проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0312300016922000001 на основании поступившей информации (вх. N 1663 от 18.04.2022 г.) о допущенных нарушениях законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0312300016922000001 "Устройство плоскостного спортивного сооружения", приказа Тывинского УФАС России от 19.04.2022 года N 111 и руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпунктом "а" пункта 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576)
УСТАНОВИЛА:
В адрес Тывинского УФАС России поступило обращение МБОУ СОШ с. Чал-Кежиг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва о допущенных нарушениях законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0312300016922000001 "Устройство плоскостного спортивного сооружения".
Тывинским УФАС России в адрес заказчика и оператора электронной торговой площадки были направлены уведомления о содержании обращения, сообщение о месте и времени проведения внеплановой документарной проверки.
Согласно письменным доводам обращения в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0312300016922000001 ошибочно указаны порядковые номера участников закупки.
Комиссия Тывинского УФАС России, проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0312300016922000001 "Устройство плоскостного спортивного сооружения", приходит к следующему.
Заказчиком - МБОУ СОШ с. Чал-Кежиг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 18.03.2022 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312300016922000001 "Устройство плоскостного спортивного сооружения", начальная (максимальная) цена контракта: 1 000 000,00 рублей.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений электронного аукциона N 0312300016922000001 от 28.03.2022 года от участников закупки поступили следующие ценовые предложения.
Порядковый номер заявки, присвоенный оператором |
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором |
Ценовое предложение, поданное участником закупки |
Время подачи ценового предложения |
Вид аукциона |
1 |
111595407 |
765 000,00 руб. |
28.03.2022 15:27:13.443 (по московскому времени) |
понижение |
2 |
111590200 |
765 000,00 руб. |
28.03.2022 15:35:38.895 (по московскому времени) |
понижение |
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0312300016922000001 от 29.03.2022 года комиссия по осуществлению закупок, руководствуясь статьей 43 Закона о контрактной системе, рассмотрела заявки участников закупки и приняла решение о соответствии всех заявок участников требованиям извещения электронного аукциона N 0312300016922000001 и законодательству о контрактной системе.
По итогам электронного аукциона N 0312300016922000001 на основании протокола подведения итогов от 29.03.2022 года победителем настоящей закупки признан участник закупки N 111590200 (ИП "...").
1. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать:
- с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
В силу пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Как было указано выше, заявки участников закупки N 111595407 (ИП "...") и N 111590200 (ИП "...") признаны соответствующими требованиям, предусмотренным извещением электронного аукциона N 0312300016922000001.
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
В силу части 2 статьи 49 Закона о контрактной системе участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 4 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки:
- присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей части, присваиваются в порядке убывания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) (пункт 1).
- формирует протокол подачи ценовых предложений (пункт 2).
Согласно части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
- члены комиссии по осуществлению закупок на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер (подпункт "б" пункта 1);
- заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки (пункт 2).
В соответствии пунктом 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Таким образом, в силу указанных выше законоположений следует, что каждой заявке на участие в закупке на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, присваивают порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку. При этом, заявке на участие в закупке победителя определения поставщика присваивается первый номер.
Как было указано выше, на участие в электронном аукционе N 0312300016922000001 поступило 2 заявки, которые комиссией по осуществлению закупок были признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении электронного аукциона N 0312300016922000001 и законодательству о контрактной системе.
При этом, согласно протоколу подачи ценовых предложений электронного аукциона N 0312300016922000001 от 29.03.2022 года участниками закупки представлены одинаковые ценовые предложения (765 000,00 рублей). При этом, согласно времени подачи ценового предложения, участник закупки N 111595407 (ИП "...") первым предложил наименьшую цену, нежели участник закупки N 111590200 (ИП "...").
Как было отмечено выше, победителем аукциона признается участник закупки, заявка которого признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта.
Таким образом, в действиях комиссии по осуществлению закупок заказчика - МБОУ СОШ с. Чал-Кежиг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва установлено нарушение подпункта "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, в части неправомерного присвоения в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0312300016922000001 от 29.03.2022 года заявке участника закупки N 111590200 (ИП "...") первого номера.
Указанные действия членов комиссии по осуществлению закупок заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 7 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что конкурентными способами являются в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
С 1 января 2022 года вступили в силу положения Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ), которым внесены изменения в Закон о контрактной системе, в том числе в части порядка формирования заказчиком извещения об осуществлении закупки.
Так, Законом о контрактной системе (в редакции Закона N 360-ФЗ) статьи 63-69, 83.2 и др. Закона о контрактной системе признаны утратившими силу.
К извещению о проведении электронного аукциона N 0312300016922000001 опубликованы приложения "Документация об электронном аукционе", в соответствии с которым имеются ссылки на утратившие силу статьи 63, 65, 66, 68, 83.2. Закона о контрактной системе (указанные статьи не являются исчерпывающими и являются примерами).
На основании изложенного, в действиях заказчика - МБОУ СОШ с. Чал-Кежиг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва установлено нарушение Закона N 360-ФЗ, в части неправомерного применения в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300016922000001 и в документах, приложенным к извещению, ссылок на порядок осуществления электронного аукциона, утратившего законную силу.
3. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:
1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в частности, информацию о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи.
Если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт (часть 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0312300016922000001 преимущества участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, не установлены.
Размер обеспечения исполнения контракта в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300016922000001 установлен в размере 10 000,00 рублей, то есть 1 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Аналогичное требование установлено в пункте 2 раздела 13 проекта контракта.
При этом, в документации об электронном аукционе N 0312300016922000001 установлено, что размер обеспечения исполнения контракта должна составлять 30 % от цены контракта.
Таким образом, в действиях заказчика - МБОУ СОШ с. Чал-Кежиг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва установлено нарушение части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего установления в документации о проведении электронного аукциона N 0312300016922000001 размера обеспечения исполнения контракта.
4. Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
Пунктом 32 документации об электронном аукционе N 0312300016922000001 предусмотрено следующее:
32 |
условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом) |
Банковская гарантия, используемая для целей ФЗ-44, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 статьи 45 ФЗ-44, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в ЕИС, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 статьи 45 ФЗ-44. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий. Предусмотренная частью 9 статьи 45 ФЗ-44 информация о банковских гарантиях не размещается на официальном сайте, а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей ФЗ-44, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации. |
Пунктом 3 раздела 13 проекта контракта электронного аукциона N 0312300016922000001 установлено: "Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком соответствующими требованиям к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 440 и соответствующей требованиям ст.45 ФЗ-44 и Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий", или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику".
На основании изложенного, в качестве обеспечения исполнения контрактов принимают независимые гарантии, соответствующие требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в действиях заказчика - МБОУ СОШ с. Чал-Кежиг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва установлено нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300016922000001 требования к участникам закупки о предоставлении в качестве обеспечения исполнения контракта банковский гарантии.
5. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в частности, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, статья 43 Закона о контрактной системе по отношению к статьям 48, 49, 50 Закона о контрактной системе является общей нормой, соответственно при конфликте общей и специальной нормы приоритетом обладает норма специального характера.
Порядок проведения конкурентного способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - электронного аукциона регламентирован статьей 49 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В свою очередь, пунктами 19, 20, 21, 22 части 1. Информационной карты документации электронного аукциона N 0312300016922000001 определен порядок подачи заявок в соответствии со статьей 66 Закона о контрактной системе, утратившей силу с 01.01.2022 года (в редакции Закона N 360-ФЗ), которой определено, что заявка должна состоять из двух частей.
Таким образом, в действиях заказчика - МБОУ СОШ с. Чал-Кежиг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва установлено нарушение части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300016922000001 требования к документам, предоставляемым в составе заявки на участие в закупке.
6. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 года N 1042 (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 1042) утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого, в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011).
В ходе проверки пунктов 7, 11, 12 и 14 проекта контракта документации электронного аукциона N 0312300016922000001 установлено, что указанные положения проекта контракта содержат ссылку на порядок определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 года N 1042 без учета изменений согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1011.
На основании изложенного, в действиях муниципального заказчика - МБОУ СОШ с. Чал-Кежиг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва установлено нарушение частей 4 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего установления в проекте контракта документации электронного аукциона N 0312300016922000001 порядка определения размера штрафа в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011.
7. В силу части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Изучив проект контракта документации электронного аукциона N 0312300016922000001, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что данный проект контракта не содержит условие, предусмотренное частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях заказчика - МБОУ СОШ с. Чал-Кежиг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва установлено нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, в части не установления в проекте контракта документации электронного аукциона N 0312300016922000001 обязательства подрядчика по предоставлению нового обеспечения исполнения контракта, в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций.
Указанные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Тывинского УФАС России при решении вопроса о выдаче (не выдаче) предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе, приходит к следующему.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, 10.04.2022 года по результатам электронного аукциона N 0312300016922000001 между МБОУ СОШ с. Чал-Кежиг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва и ИП "..." заключен контракт N 223171300228117130100100040024299612, в связи с чем у Тывинского УФАС России отсутствуют правовые основания для выдачи предписания.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Установить в действиях комиссии по осуществлению закупок заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Чал-Кежиг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва нарушение подпункта "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного присвоения в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0312300016922000001 от 29.03.2022 года заявке участника закупки N 111590200 (ИП "...") первого номера.
2. Установить в действиях заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Чал-Кежиг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва нарушения:
2.1. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части неправомерного применения в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300016922000001 и в документах, приложенных к извещению, ссылок на порядок осуществления электронного аукциона, утратившего законную силу;
2.2. части 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего установления в документации о проведении электронного аукциона N 0312300016922000001 размера обеспечения исполнения контракта;
2.3. части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300016922000001 требования к участникам закупки о предоставлении в качестве обеспечения исполнения контракта банковский гарантии;
2.4. части 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300016922000001 требования к документам, предоставляемым в составе заявки на участие в закупке;
2.5. частей 3 и 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего установления в проекте контракта документации электронного аукциона N 0312300016922000001 порядка определения размера штрафа в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011;
2.6. части 30 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в проекте контракта документации электронного аукциона N 0312300016922000001 обязательства подрядчика по предоставлению нового обеспечения исполнения контракта, в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций.
3. В связи с заключением контракта по результатам электронного аукциона N 0312300016922000001 предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председатель Комиссии |
"..." |
Члены Комиссии |
"..."
"..." |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 27 апреля 2022 г. N 017/06/99-17/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2022