Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П.Рудакова,
члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок Р.С.Айвазян, заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- МКУ "Единая дежурная диспетчерская служба города Саки Республики Крым" (далее - Заказчик) - Кизяковский В.В. (директор), Тихоненко В.Я. (по доверенности);
- МКУ "Сакиинвестпроект" (далее - Уполномоченный орган) - Кондратенко Е.А. (директор);
- ООО "Южный Центр Технологий Безопасности" (далее - Заявитель) - Гончарова А. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Оказание услуг по монтажу, пуско-наладке технических средств речевого оповещения муниципальной системы оповещения городского округа Саки Республики Крым с поставкой оборудования" (извещение N 0875300054222000012) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно доводу жалобы: "к документации об аукционе в электронной форме не невозможно оценить места установки оборудования и понять, какой объём работ необходимо выполнить, какой объём используемых материалов потребуется для выполнения работ, сколько необходимо человекочасов для выполнения работ в установленный контрактом срок. Следовательно, участник закупки не может рассчитать и предложить стоимость монтажных и пусконаладочных работ".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях (п. "в"), создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (п. "м").
Назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности определены Положением о системах оповещения населения, утвержденным Приказом МЧС России, Минкомсвязи России от 31.07.2020 N 578/365 (далее - Положение о системах оповещения).
Согласно пункту 26 Положения о системах готовность систем оповещения населения достигается, среди прочего, наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Согласно извещению объектом закупки является оказание услуг по монтажу, пуско-наладке технических средств речевого оповещения муниципальной системы оповещения городского округа Саки Республики Крым с поставкой оборудования.
В соответствии с Техническим заданием целью и задачей закупки является установка новых технических средств речевого оповещения для развития Муниципальной системы оповещения городского округа Саки Республики Крым на базе современных телекоммуникационных технологий;
-своевременное и гарантированное информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-приведение действующей системы оповещения в соответствие современным требованиям.
Таким образом, объектом закупки не являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, в связи с чем отсутствие указания на проектно-сметную документацию, как составляющую часть извещения о проведении закупки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком указана лишь часть наименования установленного у него оборудования "П-166-М", в связи с чем невозможно четко установить потребности заказчика, поскольку каждое оборудование имеет свои особенности сопряжения, в связи с чем наименование УЯИД установленного у заказчика оборудования имеет существенное значение для участника закупки, который должен понимать, сможет ли он поставить оборудование, сопрягаемое с установленным у заказчика.
В соответствии с Техническом заданием установлена следующая характеристика действующей системы оповещения: в г. Саки Республики Крым создана и функционирует система оповещения населения, на пункте управления установлено оборудование КТСО П-166-М, блок базовой радиостанции ББР П-166ВАУ серии СГС-22-М. В качестве технических средств речевого оповещения установлено оборудование П-166-М СЗО2 и П-166ВАУ серии СГС-22-М.
Согласно Приказу МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" все системы оповещения населения должны программно и технически сопрягаться.
Таким образом, Заказчиком установлено требование о сопряжении монтируемой системы с установленным оборудованием на объекте г. Саки Республики Крым П-166-М, что не противоречит требованиям законодательства.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что в Каталог технических средств оповещения включено оборудование П-166-М производства АО "КЗТА", и СГС-22-М ООО "Элес", значит установленное у заказчика оборудование приемочные испытания с участием МЧС России проходило.
Комиссия отмечает, что в Техническом задании определено наименование (модель, серия) установленного у Заказчика оборудования. Согласно пояснениям Заказчика оборудование, указанное в разделе 2 технического задания, не является предметом закупки, данные носят информационный характер для участника закупки.
Сведений, подтверждающих, что отсутствие УЯИД ранее установленного у заказчика оборудования не позволяет определить потребности Заказчика и соответствие закупаемых работ установленным Заказчиком требованиям, а также неопределенности участника о возможности поставки оборудования, сопрягаемого с установленным, в материалы дела Заявителем не представлено.
Кроме того, Заказчиком установлено требование, что программно-техническое сопряжение ТСО различных производителей должно быть подтверждено актом совместных испытаний с участием представителей федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и полномочных представителей предприятий - изготовителей ТСО.
При описании объекта закупки заказчик самостоятельно определяет показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
На основании изложенного, довод Заявителя признается необоснованным.
В соответствии с пунктом 3.8 Технического задания управление устанавливаемыми техническими средствами речевого оповещения от существующего оборудования пункта управления ЕДДС городского округа Саки (П-166-М, установлено ранее) для достижения требований нормативных документов (Положение о СО) предусмотрено проектом без применения промежуточных устройств.
Согласно доводу жалобы: "_ заказчик не наделен полномочиями определять целесообразность использования блоков сопряжения при создании систем оповещения и запрещать к использованию оборудование, рекомендованное МЧС России_Также следует учесть, что ни один эквивалент оборудования Усилительно-коммутационный блок c управлением по радиоканалу (УКБ) не подключается к оборудованию ЕДДС без блока сопряжения. Без блока сопряжения работает оборудование единственного изготовителя - ООО "КЗТА". Любой эквивалент УКБ будет работать только через блок сопряжения".
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что оборудование УКБ с управлением по радиоканалу может производиться различными производителями. Из практики установки аналогичного оборудования на территории Республики Крым, размещенной в открытом доступе это АО "КЗТА, ООО "Элес", исходя из условий контрактов, все оно было подключено без блоков сопряжения или промежуточных устройств, дополнительные детали несут уязвимость работоспособности всей системы.
Комиссия Крымского УФАС отмечает, что системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров (работ, услуг), которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в извещение о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Обзором отмечено, что в силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение принципов единства контрактной системы в сфере закупок или/и создание неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок не установлено. Намерение заказчика при формировании описания товара было направлено на максимальное удовлетворение потребностей, умысла на нарушение принципов конкуренции, создания каких-либо преимуществ отдельным участникам закупки заказчик не имел. Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 N 21АП-1128/2018 по делу N А83- 21466/2017.
Сведений, подтверждающих, что требования к оборудованию, указанные в техническом задании, свидетельствуют о его конкретном производителе, в материалы дела не представлены.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.04.2022 NИЭА1 на участие в закупке было подано 3 заявки, признанные соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 20%.
Сведений подтверждающих, что Заказчиком установлено некорректное описание объекта закупки, не позволяющее подать заявку на участие и ограничивающее количество участников, в материалы дела также не представлено. Довод Заявителя признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Председатель Комиссии А.П.Рудакова
Члены Комиссии: Р.С.Айвазян
Т.Д.Аблаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 28 апреля 2022 г. N 082/06/106-522/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2022