Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым
"Крымский республиканский онкологический клинический диспансер имени В.М. Ефетова" (далее - Заказчик) - Волынец Р.А. (по доверенности);
- ИП Иванова Наталья Сергеевна (далее - Заявитель) - Е.С. Резюкова (по доверенности);
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Расходные материалы - иглы для биопсии" (извещение N0375200049022000160) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в техническом задании извещения о проведении закупки установил требование о поставке только оригинальных игл для биопсии, предназначенных для использования с многоразовой биопсийной системой BARD MAGNUM и невозможности к поставке эквивалентной продукции.
Согласно ОПИСАНИЮ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) игла для биопсии мягких тканей, одноразового использования, предлагаемые к поставке должны соответствовать следующим требованиям:
Оригинальная игла для биопсии предназначена для использования с многоразовой биопсийной системой BARD MAGNUM. Эквиваленты к поставке недопустимы*. |
- |
Соответствие |
|
Поставка оригинальной продукции BARDPeripheralVascularInc.в соответствии с гарантийным талоном на многоразовую биопсийную систему BARDMAGNUM, имеющуюся у Заказчика |
* Эквивалент не допускается в связи с необходимостью обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с оборудованием, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанное оборудование (на основании пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ). В руководстве по эксплуатации Инструмента для проведения биопсии BARD Magnum на страницах 111-114, указано, что с инструментом для биопсии BARD MAGNUM можно использовать только иглы для биопсии BARD MAGNUM серии MN, производства BARD PeripheralVascularInc.
Как следует из возражений Заказчика:
"В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 05.02.2016 N 09-С-571-1414 (Приложение 1) указано, что возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
В инструкции производителя (Приложение 2) указано, что проведение процедуры биопсии данным пистолетом осуществляется с применением ТОЛЬКО иглы для биопсии BARDR MAGNUMR.
В письме ООО "Бард РУС" (официальный представитель C.R. Bard, Inc., США на территории Российской Федерации) от 30.09.2021 г. (Приложение 3) указано, что для многоразовой биопсийной системы BARD Magnum допускается использовать только одноразовые иглы производства BARD Peripheral VascularInc., за последствия использования игл других производителей компания C.R. Bard, Inc. ответственности не несет и оставляет за собой право снять биопсийную систему с гарантийного обслуживания.
В данном случае закупаются медицинские изделия, которые будут применяться при взятии биопсии мягких тканей у пациентов, использование расходных материалов не совместимых с биопсийной системы BARD Magnum несет риски возникновения угрозы для безопасности и здоровья пациентов.
Также, стоит отметить, что биопсийная система в настоящее время находится на гарантийном обслуживании (Приложение 4), и в случае использования не оригинальных игл ни производитель, ни поставщик биопсийной системы не несут ответственности за надлежащую работу биопсийного устройства BARD Magnum с иглами других производителей, а также при использовании других игл качество результатов не гарантируется.
В связи с чем, при использовании не оригинальных игл, биопсийное устройство BARD Magnum имеющееся у Заказчика будет снят с гарантийного обслуживания.
На основании вышеизложенного Заказчик был обязан установить требование о поставке только оригинальных игл для аппарата, находящегося на гарантии.
2. В разделе Предосторожности инструкции по применению многоразовой биопсийной системы BARD Magnum, приложенной Заявителем в качестве доказательств, также указано, что для проведения биопсии инструментом BARD Magnum используйте только биопсийные иглы BARD Magnum.
Согласно словарю Ожегова С.И. слово "Только" выражает ограничение: ничего другого, кроме (Приложение 5).
Таким образом, в инструкции по применению многоразовой биопсийной системы BARD Magnum производитель четко указал, что необходимо использовать ТОЛЬКО биопсийные иглы BARD Magnum, иглы других производителей использовать нельзя.
Почему-то Заявитель не увидел в инструкции по применению медицинского изделия данную часть требований.
Также, в инструкции по применению многоразовой биопсийной системы BARD Magnum указано, что использование биопсийных игл других производителей не рекомендуется.
Заявитель в жалобе ссылается на словарь Ожегова С.И. где дано следующее значение слова "рекомендуется" - совет, пожелание.
Однако, в нашем случае указано "не рекомендуется".
Согласно словарю синонимов Н. Абрамова слово "не рекомендуется" означает запрещать, нельзя (Приложение 6).
Аналогичное определение дано в словаре синонимов ASIS. В.Н. Тришина 2013 (Приложение 7).
На основании вышеизложенного, производитель однозначно указывает, что к многоразовой биопсийной системы BARD Magnum подходят только оригинальные иглы, иглы иных производителей применять нельзя.
3. Также, Заявитель в своей жалобе в качестве доказательств ссылается на письмо ООО "БАРД Рус" исх. N21/05-1 от 21.05.2019 в котором указан перечень игл, которые могут быть использованы с пистолетом BARD Magnum.
Однако данное письмо опровергает довод заявителя, поскольку в данном письме указан перечень только оригинальных игл производителя BARD Peripheral VascularInc., а про возможность использования неоригинальных игл указано, что компания-производитель не несет ответственности за последствия использования игл других производителей совместно с Magnum Reusable Biopsy System (код продукции MN1522), а также оставляет за собой право снять Magnum Reusable Biopsy System с гарантийного обслуживания.
4. Заказчик руководствуясь требованием п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а также в соответствии с нормами Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" правомерно установил требование о поставке только оригинальных игл, поскольку поставка неоригинальной продукции может повлечь причинение вреда здоровью пациентов.
О возможности Заказчика устанавливать требования о поставке только оригинальной продукции в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на оборудование также отражено в следующих актах судов и антимонопольного органа:
- Определение Верховного суда Российской Федерации по делу N А40-216907/2015 от 09.02.2017; Определение Верховного Суда РФ от 10.11.2016 N 304-КГ16-11759 по делу N А46-11334/2015; Решение Северо-Осетинского УФАС России от 17.03.2021 по делу N А123-03/21 (изв. N0310200000321000402); Решение Сахалинского УФАС России от 11.05.2018 по делу N 153/18 (изв. N0361300000918000048); Решение Московского УФАС России от 22.08.2018 по делу N 2-57-10462/77-18 (изв. N 0373200046818000058)".
Заслушав пояснения сторон Комиссией Крымского УФАС установлено следующее.
Объектом закупки является расходные материалы - иглы для биопсии.
Заказчиком в описании объекта закупки указано, что эквивалент не допускается в связи с необходимостью обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с оборудованием, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанное оборудование.
В руководстве по эксплуатации Инструмента для проведения биопсии BARD Magnum, указано, что с инструментом для биопсии BARD MAGNUM можно использовать только иглы для биопсии BARD MAGNUM серии MN, производства BARD PeripheralVascularInc.
Как следует из письма ООО "Бард РУС" (официальный представитель C.R. Bard, Inc., США на территории Российской Федерации) от 30.09.2021 г. для многоразовой биопсийной системы BARD Magnum допускается использовать только одноразовые иглы производства BARD Peripheral VascularInc., за последствия использования игл других производителей компания C.R. Bard, Inc. ответственности не несет и оставляет за собой право снять биопсийную систему с гарантийного обслуживания.
Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.
Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар конкретных производителей, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Таким образом, поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют.
Также, необходимо учитывать, что отсутствие у заявителя возможности поставить товар, отвечающий требованиям извещения о проведении закупки, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников торгов, так как возможности каждого хозяйствующего субъекта различны, следовательно, доводы заявителя о нарушении заказчиком положений Закона о контрактной системе ввиду установления в требований к товару, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, являются недоказанными и, как следствие, необоснованными.
Комиссия Крымского УФАС России, изучив довод жалобы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 28 апреля 2022 г. N 082/06/106-534/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2022