Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Симферопольская ЦРКБ" (далее - Заказчик) - Бородулин П.С. (по доверенности);
- ООО "РеМи" (далее - Заявитель) - Гаврилина К.А. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка расходных материалов для нужд клинико-диагностической лаборатории" (извещение N0375200028122000053) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Согласно первому доводу присвоенный заказчиком код ОКПД 2 по позиции N15 "Стоп-реагент" находится в перечне N1 к Постановлению Правительства N102, соответственно объединять в одну закупку данные товары нельзя.
Предметом электронного аукциона является поставка расходных материалов для нужд клинико-диагностической лаборатории.
В извещении о проведении закупки содержится описание объекта закупки, перечень закупаемого товара, которым присвоен код КТРУ, а также установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара.
При этом, заказчиком по позиции N15 "Стоп-реагент" применен код позиции ОКПД2 20.59.52.199 - Реагенты сложные диагностические или лабораторные прочие, не включенные в другие группировки.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства РФ предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, законодатель определил Закон о контрактной системе как общую норму и установил, что дополнительные ограничения могут быть установлены подзаконными нормативными актами.
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N102) утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, в Постановлении Правительства N 102 указано, что при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
Кроме того, согласно Письму Минфина России от 21.07.2020 N 24-03-07/63389 Постановление Правительства N 102 применяется при наличии совпадения кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в перечне.
Таким образом, для установления применения положений Постановления Правительства N102 необходимо, чтобы приобретаемое медицинское изделие соответствовало одновременно двум условиям, указанным в перечне:
1) коду в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2);
2) наименованию вида медицинских изделий.
Исходя из содержания перечня Постановления Правительства N102 указанный Заказчиком код ОКПД2 - 20.59.52.199 содержит наименование "Наборы реагентов для неонатального скрининга в сухих пятнах крови", "Наборы (комплекты) реагентов для гематологических анализаторов", "Наборы биохимических реагентов для определения ферментов". Так же код ОКПД2 20.59.52.199 содержит наименование: "Реагенты сложные диагностические или лабораторные прочие, не включенные в другие группировки".
Как установлено, по позиции 15 наименование вида медицинского изделия "Стоп реагент" (Реагент для остановки иммуноферментной реакции при проведении анализа) не соответствует коду ОКПД2 20.59.52.199 - "Реагенты сложные диагностические или лабораторные прочие, не включенные в другие группировки".
На заседании комиссии стороны подтвердили, что закупаемый заказчиком товар является другим видом медицинского изделия, нежели указанный в Постановлении Правительства N102.
Таким образом, Постановление Правительства N102 необходимо применять только при совпадении кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия, указанных в соответствующем перечне.
Проанализировав материалы дела, Комиссия приходит к выводу о том, что формирование технической части извещения о проведении закупки в электронной форме обусловлены потребностью Заказчика и не противоречит действующему законодательству о контрактной системе, с учетом того, что действие нормативно-правового акта (Постановления N620) в соответствии с которым установлены ограничения по включению в один лот медицинских изделий различных видов в настоящее время приостановлено.
Нарушение принципов единства контрактной системы в сфере закупок или/и создание неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок не установлено. Намерение заказчика при формировании описания товара было направлено на максимальное удовлетворение потребностей при оказании гражданам медицинской помощи, умысла на нарушение принципов конкуренции, создания каких-либо преимуществ отдельным участникам закупки заказчик не имел. Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 N 21АП-1128/2018 по делу N А83- 21466/2017. Довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно второму доводу жалобы Заказчиком установлено требование о предоставлении копии сертификатов соответствия или копии деклараций о соответствии влечет отказ от приемки товара со стороны Заказчика.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе, электронный документ: Проект контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе (здесь и далее в редакции Закона о контрактной системе, действовавшей на момент заключения и исполнения Контракта) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
Согласно пункту 5.2 Проекта контракта при поставке Товара Поставщик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке (далее - структурированный документ о приемке), к которому прилагаются:
а) копия (ии) регистрационного (ых) удостоверения (ий) на Товар, выданного (ых) уполномоченным органом;
в) товарная накладная, составленная по форме в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) копию документа, подтверждающего соответствие Товара, выданного уполномоченными органами (организациями) (копии сертификатов соответствия или копии деклараций о соответствии);
Прилагаемые к структурированному документу о приемке документы считаются его неотъемлемой частью.
Согласно возражениям Заказчика "Данный пункт контракта не относится к существенным условиям контракта, соответственно, на этапе заключения контракта его можно корректировать в соответствии с требованиями законодательства. Также отмечаем, что при поставке товара у поставщика есть возможность согласовывать действия с Заказчиком, и если данный вид продукции не подлежит обязательной сертификации поставщик имеет возможность уведомить заказчика и не предъявлять документы не являющимися обязательными. Также отмечаем, что данные документы, указанные в проекте контракта, должны предоставляться на этапе исполнения контракта, и соответственно не влияют на характеристики товара и возможность подачи заявки участниками".
Пунктом 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Комиссия заслушав доводы сторон установила, что Заказчику требуются к поставке товары, которые являются медицинскими изделиями. Данный вид продукции не подлежит обязательной сертификации, на изделия медицинского назначения выдается регистрационное удостоверение. Без наличия Регистрационного удостоверения медицинское изделие не может быть реализовано или использовано на территории Российской Федерации. Таким образом, установление в проекте контракта требования о предоставлении копии сертификатов соответствия или копии деклараций о соответствии при поставке товара нарушает пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно третьему доводу жалобы Заказчик допустил разночтение при указании характеристики о продолжительности времени проведения этапа исследований.
Согласно Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно описанию объекта закупки товарные позиции содержат требования о продолжительности по времени процесса исследований.
По позиции N27 указано требование "Общая продолжительность двух основных инкубаций (без ТМБ)" не более 1 часа 30 минут (60+30)", по позиции N29 "Общая продолжительность двух основных инкубаций (без ТМБ)" не более 1 часа 30 минут (60+30)".
По позиции N28 указано требование "Общая продолжительность трех основных инкубаций (без ТМБ)" не более 2 часа 30 минут (60+60+30)", по позиции N30 "Общая продолжительность трех основных инкубаций (без ТМБ)" не более 2 часа 30 минут (60+60+30)".
По позиции N31 указано требование "Общая продолжительность двух основных инкубаций (без ТМБ)" не более 1 часа 15 минут (45+30)".
Согласно инструкции по заполнению требований Заказчика к характеристикам товара, требующим предоставления конкретных показателей, при указании конкретных показателей Участником закупки учитывается следующее:
2.1) в случае если требуемое значение параметра или диапазоны значений параметра указаны с использованием слов (знаков, символов):
"+/-" - означает, что Участнику закупки следует предоставить в заявке на участие в процедуре закупки (далее - заявка) конкретный показатель с предельным отклонением, равный указанному; или конкретный показатель с отклонением в большую или меньшую сторону в рамках указанного предельного отклонения, включая крайние значения; или несколько конкретных показателей либо диапазон показателей в рамках указанного предельного отклонения, включая крайние значения.
"не менее", "не ниже", "не ранее", "от", "" - означает, что Участнику закупки следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему;
"не более", "не выше", "до", "" - означает, что Участнику закупки следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему;
"более", ">" - означает, что Участнику закупки следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения;
"менее", "<" - означает, что Участнику закупки следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения;
В случае применение заказчиком перечислений значений характеристик через союз "и" участник указывает одно конкретное значение или несколько конкретных значений или конкретный диапазон значений, одновременно соответствующее (-их, -ий) обоим требованиям.
"от" и "до", "многоточие" ("..."), "тире" ("-") - означает, что Участнику закупки необходимо предоставить один конкретный показатель из данного диапазона, включая крайние значения или несколько конкретных показателей из данного диапазона, включая крайние значения или диапазон показателей, в пределах заданного диапазона;
союз "или" - Участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный союз;
"и (или)" - Участник закупки предлагает несколько показателей или один (на свой выбор);
2.2) в случае если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием слов (знаков, символов):
"не уже" и знак "..." или знак "-" - Участнику закупки необходимо представить в заявке диапазонное значение показателя, равное или больше установленного Заказчиком;
"не шире" и знак "..." или знак "-" - Участнику закупки необходимо представить в заявке диапазонное значение показателя, равное или меньше установленного Заказчиком;
2.3) При предоставлении Участниками закупки конкретных показателей необходимо исключить употребление знаков, слов и словосочетаний (в том числе применение таких слов и словосочетаний в других грамматических, морфологических формах): "не менее", "не ниже", "не ранее", "от", "не более", "не выше", "до", "более", "менее", "или", "и (или)", "не уже", "не шире", "", "
", ">", "<".
Комиссия изучив извещение о проведении закупки, инструкцию по заполнению по заполнению требований Заказчика к характеристикам товара, требующим предоставления конкретных показателей и заслушав доводы сторон установила, что из содержания инструкции по заполнению заявки следует, что в случае наличия показателя "не более" указывается конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему, однако инструкция не содержит объяснения каким образом потенциальному участнику закупки следует заполнить заявку при указании продолжительности по времени процесса исследований, если при наличии с показателем "не более" установлен дополнительно конкретный показатель. Так, например, по позиции N27 указано требование "Общая продолжительность двух основных инкубаций (без ТМБ)" не более 1 часа 30 минут (60+30)".
Таким образом, инструкция по заполнению заявки не соответствует нормам действующего законодательства, а действия заказчика нарушают пункт 3 части статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 13 статьи 34, пункта 3, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 29 апреля 2022 г. N 082/06/106-532/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2022