На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Экспонента" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "ТЭК-Торг" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Администрации Петуховского муниципального округа Курганской области (далее - Заказчик), ГКУ "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку компьютеров (моноблоков) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0843500000222001294) (далее - Запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Запроса котировок.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Запроса котировок, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Запросе котировок.
В ходе проведения внеплановой проверки 25.04.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 26.04.2022.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса котировок Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Запроса котировок размещено в ЕИС - 05.04.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 237 510 рублей;
4) источник финансирования - бюджет Петуховского муниципального округа Курганской области;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок - 12.04.2022;
6) на участие в Запросе котировок подано 3 заявки от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения заявок на участие в Запросе котировок 2 заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки и Закона о контрактной системе;
8) победителем Запроса котировок признано ООО "Вега" (далее - Победитель);
9) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 15.04.2022 N 3 (реестровый номер ЕИС - 3451003274422000011) на сумму в размере 234 525 рублей.
Согласно доводу обращения Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Запроса котировок, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Запросе котировок.
Частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно подпункту "л" пункта 12 Правил регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота,о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила регистрации) для регистрации юридического лица, иностранного юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица уполномоченное лицо формирует информацию и документы о принадлежности к субъекту малого или среднего предпринимательства с указанием соответствующей категории (при наличии).
На основании подпункта "б" пункта 14 Правил регистрации формирование информации и документов, предусмотренных пунктами 12 и 13 Правил регистрации, осуществляется в соответствии с требованием, что информация, указанная в подпункте "л" пункта 12 и подпункте "л" пункта 13 Правил регистрации, формируется в единой информационной системе автоматически на основании сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 21 Правил регистрации в отношении информации и документов, включенных в реестр участников и сформированных в соответствии с подпунктами "а" - "в" пункта 14 Правил регистрации, единая информационная система автоматически обеспечивает соответствие сведениям, содержащимся в использованных для их формирования государственных информационных системах, иных информационных системах, на использованных для их формирования официальных сайтах федеральных органов, уполномоченных на ведение государственных реестров, путем обновления реестровой записи не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изменения информации, предусмотренной подпунктом "л" пункта 12 и подпунктом "л" пункта 13 Правил регистрации, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Комиссией установлено, что Запрос котировок проводился в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Из обращения Заявителя следует, что 11.04.2022 при подаче заявки на участие в Запросе котировок в личном кабинете на сайте Оператора электронной площадки отобразилось информационное окно, согласно которому: "Участник закупки должен являться субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, поскольку в извещении об осуществлении закупки установлено преимущество, предусмотренное частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ".
На заседании Комиссии установлено, что сведения о Заявителе включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.04.2022.
Дата и время окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок - 12.04.2022 в 07:00 (МСК + 2).
При этом представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что информация о принадлежности Заявителя к субъектам малого предпринимательства поступила к Оператору электронной площадки в рамках информационного взаимодействия из ЕИС 14.04.2022 в 23:35 (МСК), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Запроса котировок, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заявителю не обеспечена возможность принять участие в Запросе котировок, что не соответствует части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать нарушение части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения
Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен муниципальный контракт.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 апреля 2022 г. N П-156/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2022