Резолютивная часть решения оглашена 27.04.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 04.05.2022.
На основании ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: "_"
рассматривается обращение администрации городского поселения г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, содержащее информацию об уклонении ООО Специализированный застройщик "Строймастер" от подписания контракта по итогам проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на приобретение квартир для переселения граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда посредством инвестирования в строительство объекта недвижимости (реестровый номер 0846600000822000049), а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об уклонении указанного участника закупки от заключения контракта.
На основании п. 13 Правил, приказа Липецкого УФАС России Комиссией проведения внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена при участии представителей:
- посредством видеоконференцсвязи администрации городского поселения г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области: "_",
- ООО Специализированный застройщик "Строймастер": "_".
Место проведения проверки: г.Липецк, пл. Плеханова, д.1.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 20.04.2022, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от администрации городского поселения г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области (далее по тексту также - заказчик) поступило обращение, содержащее информацию об уклонении ООО Специализированный застройщик "Строймастер" (далее также - единственный участник закупки) от заключения контракта на приобретение квартир для переселения граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда посредством инвестирования в строительство объекта недвижимости (реестровый номер 0846600000822000049).
Представители заказчика сообщили, что единственный участник закупки по истечении двадцати дней с даты получения от заказчика проекта контракта не подписал его и не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Представитель ООО Специализированный застройщик "Строймастер" пояснил, что в качестве обеспечения исполнения контракта обществом от банковской организации получен проект независимой гарантии, которая не была согласована заказчиком.
Электронный аукцион на приобретение квартир для переселения граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда посредством инвестирования в строительство объекта недвижимости (реестровый номер 0846600000822000049) признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок участников.
Исходя из представленных документов следует, что заказчик определил ООО Специализированный застройщик "Строймастер" единственным поставщиком квартир для переселения граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда посредством инвестирования в строительство объекта недвижимости.
Пунктом 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе установлено, что закупка с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) осуществляется в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 6 части 2, пунктом 6 части 3, пунктом 2 части 4, частями 5, 6 и 8 статьи 52 настоящего Федерального закона в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом контракт заключается в соответствии с требованиями части 5 настоящей статьи.
Согласно ч. 5 ст. 93 Закона о контрактной системе заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся осуществляется в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 настоящей статьи:
1) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (если настоящим Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки), документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
2) по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, а также цену контракта, предложенную участником закупки (если в соответствии с настоящим Федеральным законом заявка участника закупки содержит предложение о цене контракта и (или) предусмотрена подача участником закупки такого предложения), либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, и максимальному значению цены контракта (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона);
3) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с учетом положений части 9 настоящей статьи. При этом, если при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры закупка в соответствии с частью 8 статьи 52, частью 4 статьи 77 настоящего Федерального закона осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):
а) единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) в случаях, предусмотренных статьей 51 настоящего Федерального закона для формирования, размещения информации и документов на электронной площадке, специализированной электронной площадке, формирует и размещает такие информацию и документы в единой информационной системе (если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Федеральным законом);
б) положения пункта 2 части 2, подпункта "б" пункта 2 части 3, части 7 статьи 51 настоящего Федерального закона не применяются;
4) по согласованию с контрольным органом в сфере закупок в случае признания несостоявшимися конкурса или аукциона, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством Российской Федерации.
28.03.2022 управление экономики, контроля и регулирования закупок администрации Грязинского муниципального района вынесло решение о согласовании заключения контракта с единственным участником закупки.
В извещении о проведении несостоявшегося электронного аукциона установлено дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Данное требование установлено на основании ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 установлено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Комиссией установлено, что ООО Специализированный застройщик "Строймастер" в ответ на предложение заказчика о заключении контракта по итогам несостоявшегося электронного аукциона направил, в качестве документа, подтверждающего его соответствие установленному дополнительному требованию, копию договора подряда от 07.08.2018 N37, заключенного с индивидуальным предпринимателем Старых А.В.
Вместе с тем, данный договор подряда не соответствует требованиям п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571.
Следовательно, ООО Специализированный застройщик "Строймастер" не соответствует требованиям извещения о проведении несостоявшегося электронного аукциона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N961 утверждены Правила согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 8 данных Правил определено, что заказчик направляет в соответствии с настоящими Правилами обращение в отношении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), соответствующего требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки), документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона.
С учетом вышеизложенного, заказчик неправомерно, с нарушением требований п. 8 указанных Правил, направил в контрольный орган обращение о согласовании заключения контракта по итогам несостоявшегося электронного аукциона с ООО Специализированный застройщик "Строймастер", который не соответствует дополнительному требованию, установленному в извещении и ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в связи с не подписанием ООО Специализированный застройщик "Строймастер" проекта контракта 18.04.2022 заказчик признал его уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет в числе прочего следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно п. 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
С учетом приведенных норм, а также допущенного заказчиком нарушения порядка определения ООО Специализированный застройщик "Строймастер" лицом, с которым заключается контракт, Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения в отношении ООО Специализированный застройщик "Строймастер" (ИНН "_").
2. В действиях заказчика установлено нарушение п. 8 Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N961.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения, поскольку оно не повлияло на результат закупки в связи с тем, что контракт не подлежит заключению с лицом, несоответствующим дополнительным требованиям к участникам закупки.
4. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 27 апреля 2022 г. N РНП-48-57-м/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2022