Резолютивная часть решения оглашена 28.04.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 29.04.2022.
На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: "_"
рассматривается обращение ОКУ "Дорожное агентство Липецкой области" (далее также -заказчик), содержащее информацию об уклонении ООО "СТРОЙ НЭС-АБ" от подписания контракта по итогам электронного аукциона на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения, сооружений на них и мероприятий по безопасности дорожного движения в районах Липецкой области в 2022-2023 годах (2 часть) (реестровый номер 0846500000322000002), а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об уклонении указанного участника закупки от заключения контракта.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 22.04.2022 N193 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителей:
- ОКУ "Дорожное агентство Липецкой области": "_",
- ООО "СТРОЙ НЭС-АБ": "_".
Проведение настоящей проверки было назначено на 27.04.2022 в 12.40 ч., однако, с целью получения дополнительной информации от сторон, проведение проверки было отложено на 28.04.2022 в 15.00 ч.
Как следует из представленных представителями заказчика пояснений, поскольку обществом в установленный для заключения контракта срок не представлено обеспечение исполнения контракта, заказчиком было принято решение о признании его уклонившимся от заключения контракта.
Представители общества, присутствующие на проведении проверки, пояснили, что подписать проект контракта не представилось возможным ввиду наличия объективных причин. Намерений уклоняться от заключения контракта у общества не имелось.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 21.04.2022 от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "СТРОЙ НЭС-АБ" (далее по тексту также - общество), в связи с уклонением от подписания контракта по итогам электронного аукциона на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения, сооружений на них и мероприятий по безопасности дорожного движения в районах Липецкой области в 2022-2023 годах (2 часть) (реестровый номер 0846500000322000002).
Извещение о проведении электронного аукциона на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения, сооружений на них и мероприятий по безопасности дорожного движения в районах Липецкой области в 2022-2023 годах (2 часть) (реестровый номер 0846500000322000002) с приложениями размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.04.2022 NИЭА2, победителем электронного аукциона признано ООО "СТРОЙ НЭС-АБ", подавшее минимальное ценовое предложение и заявка которого признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.
Указанный протокол размещен 06.04.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее также -ЕИС).
Порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона установлен статьей 51 Закона о контрактной системе.
Так, в силу п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в ч.1 настоящей статьи: заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в п.5 ч.2 ст.42 настоящего Федерального закона.
Как установлено, заказчик разместил в ЕИС проект контракта - 08.04.2022, т.е. в срок, предусмотренный вышеуказанной нормой Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Как установлено, 15.04.2022 обществом в регламентированный оператором электронной площадки и Законом о контрактной системе срок направлен протокол разногласий по условиям проекта контракта в связи с тем, что в п.14 (адреса, реквизиты, подписи сторон) проекта контракта заказчиком была допущена техническая ошибка.
В соответствии с п.2 ч.4 ст.51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с ч.3 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с п.2 ч.3 настоящей статьи.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что заказчик 18.04.2022 в ответ на размещенный обществом протокол разногласий, разместил в соответствии с п.2 ч.4 ст.51 Закона о контрактной системе, без своей подписи, в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий.
В соответствии с ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с п.2 или 3 ч.4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п.1 ч.3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Таким образом, регламентированный оператором электронной площадки и Законом о контрактной системе срок для подписания обществом проекта контракта - 19.04.2022 в 23:59.
Как установлено, обществом в регламентированный оператором электронной площадки и Законом о контрактной системе срок для подписания проекта контракта был направлен оператору электронной площадки подписанный проект контракта и документ об обеспечении исполнения контракта.
Как было установлено и следует из пояснений представителей сторон, обществом, при направлении оператору электронной площадки подписанного проекта контракта, в качестве документа об обеспечении исполнения контракта был представлен проект независимой гарантии NЭГ-46002/22-Г (АО КБ "Русский Народный Банк").
При этом, как следует из пояснений представителей заказчика, заказчик, рассмотрев поступивший проект вышеуказанной независимой гарантии в установленный Законом о контрактной системе срок, отказал в ее принятии в связи с тем, что она не соответствовала требованиям извещения об осуществлении закупки, Закона о контрактной системе, а также по причине того, что информации о представленной независимой гарантии отсутствовала в реестре независимых гарантий. В связи с чем, заказчик пришел к выводу о непредоставлении обществом, при направлении оператору электронной площадки подписанного проекта контракта, документа об обеспечении исполнения контракта.
В силу ч.5 ст.96 Закона о контрактной системе, в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
20.04.2022 заказчиком было принято решение о признании общества уклонившимся от заключения контракта (протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 20.04.2022 NППУ20_1).
В тоже время, в силу п.п.б) п.14 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Как следует из пояснений представителей общества, а также представленных обществом в материалы проверки документов, в период с 06.04.2022 по 19.04.2022 общество обращалось в АО "ОПТ БАНК", ПАО АКБ "Металлинвестбанк", АО "КИВИ Банк", АО КБ "РУСНАРБАНК" с заявками на выпуск независимой гарантии. Однако, ряд банковских организаций выразили отказ обществу в выпуске независимой гарантии, а некоторые организации не предоставили какого-либо ответа. Не имея намерения уклоняться от заключения контракта и надеясь в дальнейшем получить независимую гарантию от одного из контрагентов, общество подписало проект контракта и представило проект независимой гарантии, предварительно одобренной АО КБ "РУСНАРБАНК". При этом, общество имеет долгосрочные партнерские отношения с АО "АБ "РОССИЯ", в котором открыт расчетный счет, общество пользуется кредитными продуктами, зарплатным проектом, а также с банком заключен договор на возобновляемый лимит по выдаче банковских гарантий N 00.19-5/09/034/21 от 14 июля 2021 г. на 300 000 000 (триста миллионов) рублей, срок использования - до 31.04.2023 г. В процессе участия общества в закупках лимит по выдаче банковских гарантий был частично использован. На предварительных переговорах 25.02.2022 г. в операционном офисе г. Тамбова (Воронежский филиал) между обществом и АО "АБ "РОССИЯ" были достигнуты устные договоренности о готовности АО "АБ "РОССИЯ" увеличить лимит по выдаче банковских гарантий до 700 000 000 (семисот миллионов) рублей, в случае уведомления обществом АО "АБ "РОССИЯ" о его намерении участвовать в закупках. Как отметили представители общества, важным обстоятельством является то, что вся отчетная документация о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности общества находится на постоянном контроле АО "АБ "РОССИЯ" в виду наличия договорных отношений, и банку известна необходимая информация о хозяйственной деятельности организации и ее финансовое состояние. 02.03.2022 общество письменно уведомило АО "АБ "РОССИЯ" об участии в аукционах в Липецкой области и обратилось за увеличением лимита по независимым гарантиям, а также сообщило о своем намерении участвовать в закупках с реестровыми номерами: 0846500000322000001, 0846500000322000002. Однако, независимая гарантия на обеспечение исполнения рассматриваемого контракта выдана обществу не была. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы проверки письмами АО "АБ "РОССИЯ" N05.20-1/12-232, N05.20-1/12-233 от 28.04.2022 г.
С учетом вышеизложенного, по мнению Комиссии Липецкого УФАС России, имеющиеся документы позволяют сделать вывод о том, что обществом, в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта, осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Кроме того, Комиссией Липецкого УФАС России также принято во внимание, что обществом на проведение проверки были представлены документы в качестве подтверждения намерения приступить к исполнению контракта.
Руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078, Комиссия Липецкого УФАС России
РЕШИЛА:
1. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "СТРОЙ НЭС-АБ" (ИНН "_").
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 28 апреля 2022 г. N РНП-48-61с/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2022