Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия УФАС) в утвержденном составе:
Ростиславова А.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии УФАС;
Предтеченская Е.Н. - начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии УФАС;
Сучков О.Н. - помощник руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу (вх. N 2345-ЭП/22 от 21.04.2022 г.) ООО "ЭКОМЕДСИ" (далее - Заявитель) на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка медицинского изделия - томографа компьютерного, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия" (извещение N 0330200000422000077, далее - закупка, запрос котировок), на действия/бездействие БУЗ ВО "Вологодская областная детская клиническая больница" (далее - Заказчик) при проведении и организации запроса котировок,
в присутствии:
-от ООО "Макрус" Дроздов И.Е. (доверенность от 25.04.2022 г. N 009);
-от Заказчика Сачунов Е.Н. (доверенность от 30.12.2021 г. N 90),
-в отсутствии иных лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, извещенных о дате и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л А:
20.04.2022 г. жалоба Заявителя размещена в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), 21.04.2022 г. зарегистрирована в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС).
Согласно извещению о проведении запроса котировок дата и время окончания подачи заявок на участие в закупке 21.04.2022 г. 07:00.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Жалоба Заявителя подана в установленный срок и принята УФАС к рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.ст. 99, 105, 106 Закона N 44-ФЗ, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее - Правила N 1576), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14.
Уведомлением от 22.04.2022 г. лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, сообщено о назначении рассмотрения жалобы на 25.04.2022 г. в 15:00.
В соответствии с п. 31 Правил N 1576, п. 3.32 Административного регламента по инициативе Комиссии УФАС объявлен перерыв до 15 ч. 10-м. 27.04.2022 г.
С учетом письма ФАС России от 03.04.2020 г. N ИА/27895/20 лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, сообщено о возможности рассмотрения жалобы с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети "Интернет". Соответствующая ссылка направлена лицам, участвующим в рассмотрении жалобы. Возражений по рассмотрению жалобы с использованием систем видеоконференцсвязи в Комиссию УФАС от лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, не поступало. Право для участия и предоставления пояснений (документов) всем лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, предоставлено.
25.04.2022 г., 27.04.2022 г. жалоба рассмотрена в дистанционном режиме с участием представителей Заявителя и Заказчика.
В соответствии с требованиями ст.ст. 99, 105, 106 Закона N 44-ФЗ, Правил N 1576 и Административного регламента Комиссией УФАС в рамках рассмотрения жалобы Заявителя проведена внеплановая проверка, в том числе по доводам, изложенным в жалобах ООО "Торговый дом Синергия", ООО "Макрус".
В рамках рассмотрения жалобы Заявителя и проведения внеплановой проверки в УФАС поступили материалы Прокуратуры города Вологды (письмо от 27.04.2022 г. N 07-12-2022, вх. N 2484/22 от 27.04.2022 г.), указывающие о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в ограничении конкуренции в пользу конкретного производителя и поставщика. Материалы Прокуратуры города Вологды приобщены к материалам жалобы Заявителя.
В силу приведенных положений Закона N 44-ФЗ, Правил N 1576 и Административного регламента при проведении проверок и рассмотрении жалоб на действия/бездействие заказчиков и иных субъектов контроля не обязывает антимонопольный орган/соответствующие комиссии антимонопольного органа устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Комиссия УФАС оценивает доводы Заявителя, пояснения, возражения Заказчика и иных субъектов контроля с учетом требований действующего законодательства и на основании представленных доказательств (документов).
В рамках рассмотрения жалобы и внеплановой проверки установлено, что 14.04.2022 г. информация и извещение о проведении запроса котировок опубликованы в ЕИС, номер закупки - 0330200000422000077.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком при планировании и проведении закупки не соблюдены требования ст. 33 Закона N 44-ФЗ и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
По мнению Заявителя, объектом закупки является томограф компьютерный. В целях надлежащего формирования и описания объекта закупки Заказчиком не использовалась позиция Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), например, 26.60.11.119-00000022, при этом Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок указан код 26.60.11.111 ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2), утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
Заявитель считает, что Заказчик не применил соответствующую позицию КТРУ в целях установления дополнительных требований к товару, которые имеют существенного значения.
Аналогичные доводы указаны в жалобах ООО "Торговый дом Синергия", ООО "Макрус".
Заказчик не согласился с доводами Заявителя и указал, что в соответствии с п. 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, код позиции КТРУ формируется на каждую позицию КТРУ и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода ОКПД2.
По мнению Заказчика, целесообразно определить код КТРУ, опираясь на код ОКПД2, которому соответствует предмет закупки по отношении к "контекстному" поиску. Заказчиком проведен анализ зарегистрированных и разрешенных к обороту использованию медицинских изделий:
-РЗН 2015/3425 от 17.06.2021 "Томограф компьютерный Revolution EVO с принадлежностями" (ДжиИ ХЭЛСКЕА ДЖАПАН КОРПОРЕЙШН) код ОКПД2 26.60.11.111;
-РЗН 2019/9017 от 21.01.2020 "Система компьютерной томографии SOMATOM go. с принадлежностями" ("Сименс Хелскэа ГмбХ") код ОКПД2 26.60.11.111;
-РЗН 2019/8826 от 30.12.2021 "Томограф компьютерный рентгеновский SOMATOM Definition Edge с принадлежностями" ("Сименс Хелскэа ГмбХ") код ОКПД2 26.60.11.111;
-РЗН 2019/8794 от 04.10.2021 "Система компьютерной томографии SOMATOM Confidence с принадлежностями" ("Сименс Хелскэа ГмбХ") код ОКПД2 26.60.11.111;
-РЗН 2018/7656 от 17.06.2019 "Система компьютерной томографии Aquilion Lightning (TSX-036A) с принадлежностями" (Канон Медикал Системз Корпорейшн) код ОКПД2 26.60.11.111;
-РЗН 2018/7666 от 09.06.2021 "Система компьютерной томографии Aquilion Lightning (TSX-035A) с принадлежностями" (Канон Медикал Системз Корпорейшн) код ОКПД2 26.60.11.111;
-РЗН 2019/8563 от 15.12.2021 Система компьютерной томографии Incisive CT с принадлежностями (Филипс Хэлскеа (Сучжоу) Ко., Лтд) код ОКПД2 26.60.11.111.
С учетом имеющих в обороте медицинских изделий, Заказчиком установлен код ОКПД2 для закупаемого товара - 26.60.11.111.
В ЕИС в разделе КТРУ по коду ОКПД2 26.60.11.111 выводится 21 результат, из которых часть исключены из КТРУ. Наиболее близкими по назначению, но не соответствующие потребностям Заказчика являются следующие системы:
26.60.11.111-00000001 - Система рентгеновской томографии линейная - описание не подходит, так как система для "создания двухмерных поперечных (томографических) изображений на рентгеновской пленке при фиксированном угле и глубине по отношению к положению тела";
26.60.11.111-00000006 - Система передвижная для рентгеновской томографии для стоматологии с функцией панорамной диагностики, цифровая - описание не подходит, так как "для стоматологии";
26.60.11.111-00000007 - Система передвижная для рентгеновской томографии для стоматологии с функцией панорамной диагностики, цифровая - описание не подходит, так как "для стоматологии";
26.60.11.111-00000019 - Система рентгеновской компьютерной томографии с ограниченным полем обзора - описание не подходит, так как "Область обследования: Верхние и нижние конечности";
26.60.11.111-00000020 - Система рентгеновской компьютерной томографии с ограниченным полем обзора - описание не подходит, так как "Область обследования: Для головы и шеи".
Заказчик считает, что в КТРУ отсутствует описание продукции/товара, соответствующее коду ОКПД2 26.60.11.111. В соответствии с п. 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно ОКПД2.
Заказчик в закупке указал код ОКПД2 26.60.11.111, который соответствует нескольким производителям, выпускающим разные модели закупаемого медицинского оборудования. В частности, Заказчик сослался на то, что описание объекта закупки соответствует описанию Систем компьютерной томографии Aquilion Lightning (TSX-035A, TSX-036A) с принадлежностями производства "Канон Медикал Системз Корпорейшн" (Япония) и Томограф компьютерный рентгеновский SOMATOM Definition AS с принадлежностями производства "СИМЕНС Хелскэа ГмбХ" (Германия).
Комиссия УФАС, изучив материалы жалобы, установила следующее.
В соответствии со ст. 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов/закупок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
Так, согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 14.04.2015 г. N АК/18070/15, установление заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки, вплоть до соответствия товару одного производителя, приводит к ограничению количества участников размещения заказа, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки, под которое подпадают товары различных производителей, приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.
Кроме того, в совместном письме Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015 г. отмечено, что в случае установления в документации о закупке требований о наличии оборудования и (или) технических средств, такие требования не должны повлечь необоснованное ограничение количества участников закупки, например, путем установления требований о наличии у участников закупки оборудования, технических средств определенных марок и (или) моделей, определенного товарного знака и (или) производителя.
В соответствии с п. 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 г., включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную Правилами использования КТРУ, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Довод Заказчика о соответствии описания объекта закупки двум производителям (Канон Медикал Системз Корпорейшн" и СИМЕНС Хелскэа ГмбХ) опровергается материалами Прокуратуры города Вологды (письмо от 27.04.2022 г. N 07-12-2022, вх. N 2484/22 от 27.04.2022 г.), а также письмом ООО "Сименс Здравоохранения" (официальный представитель СИМЕНС Хелскэа ГмбХ) от 27.04.2022 г. N 20220427.
Материалами жалобы подтверждено, что Томограф компьютерный рентгеновский SOMATOM Definition AS с принадлежностями производства "СИМЕНС Хелскэа ГмбХ" (Германия) не соответствует описанию объекта закупки, что создает условия ограничению участия в закупке.
В силу п.п. "а" п. 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции КТРУ, за исключением случаев осуществления закупки осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 (далее - Постановление N 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В извещении о проведении запроса котировок в соответствии с Постановлением N 878 установлены ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств. Позиция 26.60.11.111 "Томографы компьютерные" ОКПД2 указана в Перечне.
Таким образом, описание объекта закупки осуществлено Заказчиком в нарушение требований, установленных ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 5 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ во взаимосвязи с п.п. "а" п. 5 Правил использования КТРУ.
В рамках внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Дополнительные требования), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
В силу п.п. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с ч.ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные п.п. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ.
В извещении о проведении запроса котировок не установлены требования к участникам закупки, предусмотренные ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Заказчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о соответствии всех участников закупки таким требованиям.
Таким образом, Заказчик нарушил ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
2. В извещении о проведении запроса котировок указано, что "Обеспечение заявки на участие в аукционе может предоставляться участником аукциона в виде денежных средств или банковской гарантии: банковская гарантия, выданная участнику аукциона банком для целей обеспечения заявки на участие в аукционе, должна соответствовать требованиям ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок. Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Выбор способа обеспечения заявки на участие в аукционе осуществляется участником аукциона. Обеспечение заявки на участие в аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника аукциона незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией об аукционе, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии со ст. 44 Закона N 44-ФЗ, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Подачей заявки на участие в аукционе участник закупки выражает согласие на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете в размере обеспечения заявки. При этом в случае наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных ст. 45 Закона N 44-ФЗ, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие в аукционе, блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения заявки не осуществляется".
В силу ч. 4 ст. 44 Закона N 44-ФЗ срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Таким образом, Заказчик нарушил ч. 4 ст. 44 Закона N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Правилами N 1576, Административным регламентом, Комиссия УФАС Комиссия УФАС
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЭКОМЕДСИ" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ст. 8, ч. 2.1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 5 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 42 ч. 4 ст. 44, ст. 50 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать предписание.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лица заказчика к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
|
А.А. Ростиславова |
Члены Комиссии: |
|
|
Е.Н. Предтеченская О.Н. Сучков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 27 апреля 2022 г. N 035/06/33-210/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2022