Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N061/06/42-563/2022 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358200045522000080 "Спортивный паркет" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в режиме видеоконференции, в присутствии представителя Заявителя (Карлинова А.В.), представителя Заказчика (Амбарцумяна М.Г.), в отсутствие представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения извещения о проведении закупки.
Заказчик представил письменные пояснения, в которых возражал против доводов жалобы.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358200045522000080:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 21389348.69 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 25.04.2022 года в 08 часов 00 минут.
Доводом жалобы Заявителя является отсутствие в извещении о проведении закупки сведений об объеме работ, подлежащих выполнению в рамках настоящего аукциона.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
7) информация об объеме, о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В ходе рассмотрения дела установлено, что описание объекта закупки содержит сведения об объеме работ, подлежащих выполнению подрядчиком.
Так, в Техническом задании и в проекте контракта Заказчик указал, что в рамках аукциона закупается поставка и монтаж системы спортивного паркета общей площадью 2522 м2. Также Заказчиком описаны требования к материалам, виды и объемы монтажных работ, в том числе, состав паркетной системы и сопровождающих ее компонентов (устройство пароизоляции, нанесение грунтовочного, лакокрасочного слоя и т.д.).
Таким образом, данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.
В жалобе Заявителя указано, что описание объекта закупки выполнено с нарушениями положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, Заказчиком не использован Каталог товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заявитель указал, что предмету данной закупки соответствует код ОКПД2 "16.22. Полы паркетные" и необходимо применить позицию КТРУ N16.22.10.000-00000008 "паркет штучный".
Однако, товаром в спорной закупке является "система спортивного паркета с верхним слоем из массива клёна", что указано в таблице Приложения 1 к Техническому заданию, т.е. это изделие, включающее в себя, в том числе, амортизаторы, пароизоляцию и стабилизирующий слой. Указанному товару соответствует код "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст):
32.30.15.299 |
Изделия спортивные, инвентарь, включая тренировочный, прочие, не включенные в другие группировки. |
Данный товар отсутствует в КТРУ.
В соответствии с п.5 "Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Таким образом, в связи с отсутствием позиции КТРУ, описание объекта закупки осуществлялось в соответствии со ст.33 Закона.
По мнению Заявителя, в Техническом задании должен быть указан рисунок для укладки паркета, поскольку данное требование влияет на сочетаемость планок (ширины с длиной).
Согласно письменным пояснениям Заказчика, требования к рисунку укладки спортивного паркета в описании объекта закупки не установлены. Следовательно, рисунок укладки Заказчик предоставил на усмотрение участника закупки.
По мнению Заявителя, установление Заказчиком конкретной породы древесины, подлежащей использованию при монтаже спортивного паркета, не влияет на эксплуатационные характеристики паркета и является ограничением конкуренции.
Техническим заданием предусмотрена возможности поставки паркетной планки из древесины "клён платановидный / клён платанолистный, лат. Аcer platanodes". Согласно пояснений Заказчика, он установил требования к товару исходя из своих потребностей. Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено Заказчику. Кроме того, положения Закона требуют устанавливать возможность поставки эквивалентного товара только относительно товарных знаков.
Закон не содержит как норм, ограничивающих право Заказчика включать в извещение требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Также Закон не предусматривает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только при условии наличия более чем одного производителя (подрядчика, исполнителя) товара, работы, услуги, необходимых заказчику, и не допускает определение как участниками рынка, так и контрольными органами в сфере закупок потребности заказчика в товаре, работе, услуге и их характеристик (потребительских свойств).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305- КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В составе жалобы отсутствуют надлежащие доказательства (документы), подтверждающие обоснованность довода жалобы. На заседании Комиссии представитель Заявителя не смог пояснить, как именно изменение показателя породы древесины скажется на функциональных характеристиках спортивного паркета, не пояснил природу данного показателя и назначение в закупаемом спортивном паркете. Заказчиком разъяснено Комиссии, что показатели к закупаемому товару сформированы в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, проверены на практике.
Действия Заказчика, сформировавшего требования к конкретному товару, обращающемуся на соответствующем рынке, могут быть признаны нарушением Закона лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.
Материалами дела не подтвержден факт ограничения количества участников закупки включением в документацию спорных требований к характеристикам приобретаемого товара, тогда как именно это обстоятельство является определяющим для цели признания действий Заказчика противоречащими п.1 ч.1 ст.33 Закона.
На основании изложенного, Ростовское УФАС России признает данный довод жалобы необоснованным.
Согласно доводам Заявителя, положения инструкции по заполнению заявки являются неоднозначными и запутывающими.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.42 Закона в извещении должны быть определены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 ст.33 Закона предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указание на то, что включение в документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями ч.1 ст.33 Закона, означает, что показатели должны представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Через инструкцию требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, Заказчиком поставлены в прямую зависимость от формы их изложения. Выявленные нарушения Закона, создают условия для указания участниками в заявках неверных характеристик и, соответственно, отклонения заявок аукционной комиссией.
Так, например, в Инструкции по заполнению заявки (далее - Инструкция) Заказчик установил:
- при указании характеристик предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, Участником закупки учитывается следующее: "не менее", "" - означает, что Участнику закупки следует предоставить в заявке конкретный показатель более указанного значения или равный ему, "не более", "" - означает, что Участнику закупки следует предоставить в заявке конкретный показатель менее указанного значения или равный ему, "", "более" - означает, что Участнику закупки следует предоставить в заявке конкретный показатель более указанного значения, "<", "менее" - означает, что Участнику закупки следует предоставить в заявке конкретный показатель менее указанного значения;
- в случае указания слов и символов "не менее", "", "не более", "", "более", "менее" в сопровождении (в названии столбца) словосочетания "наименование показателя", эти слова переносятся в заявку в неизменном виде (данное условие обосновано тем, что некоторые показатели по своей физической природе не могут иметь единственное значение);
- символы и слова, не описанные данной инструкцией, обязательно необходимо переносить в заявку в неизменном виде.
Из указанных положений Инструкции невозможно однозначно определить, что желает получить Заказчик. Требуя от участника недвусмысленных сведений, Заказчик сам создает двусмысленность, искажая законные терминологию и понятия.
Комиссия отмечает, что Заказчик устанавливает требования к товарам в зависимости от характера изложения и знаков препинания. В случае, если требования для Заказчика являются существенными, он вправе указать их в самом описании объекта закупки, а не ставить в зависимость от знаков препинания и символов, допуская возможность неправильной трактовки участником требований документации и, как следствие, предложения товара, несоответствующего требованиям Заказчика.
Использование усложненных извещений имеет своими последствиями не только вред, причиняемый бюджету в виде заключения контрактов по стартовым ценам, но также увеличение или срыв сроков поставки закупаемых товаров, сроков выполнения работ и оказания услуг, создает препятствия для полного и своевременного освоения бюджетных средств.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2017 по делу NА53-19097/2016, включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок. При этом, оценка содержания инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки.
Позиция антимонопольного органа о недопустимости подготовки усложненных инструкций поддерживается арбитражной практикой: Решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.07.2019 по делу NА53-26885/2019, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2019 по делу NА53-27847/2019, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.01.2020 по делу NА53-1541/2020, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2020 по делу N А53-13387/2020, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 по делу NА53-40566/2019, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу NА53-39493/2019, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 по делу NА53-24106/2018.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования ч.2 ст.42 Закона.
Комиссия Ростовского УФАС в соответствии с п.3.35 Регламента не выдает предписание об устранении выявленного нарушения Закона, поскольку оно не повлияло на результат определения поставщика - поданная заявка признана аукционной комиссией Заказчик соответствующей требованиям Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.2 ст.42 Закона.
3. Предписание об устранении указанного нарушения Закона не выдавать, поскольку оно не повлияло на результат определения поставщика.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
В.В. Моргунов
исп. Моргунов В.В.;
тел.: 8(863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29 апреля 2022 г. N 061/06/42-563/2022 (ключевые темы: участники закупок - антимонопольный орган - государственные и муниципальные нужды - контрактная система в сфере закупок - техническое задание)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2022