Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Алиев В.А., |
Руководитель управления; |
членов комиссии:
Жохов С.В., Пирютко Т.В., |
врио заместителя начальника отдела контроля закупок; ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, |
при участии представителя заказчика ФГБНУ Томский НИМЦ (далее - Заказчик) - Лебедько Вадима Ивановича (доверенность N88 от 20.12.2021), Малышевой Наталии Валерьевны (доверенность N09/2022 от 27.04.2022), Сахаровой Нины Владимировны (доверенность N08/2022 от 26.04.2022), Чуклина Александра Владимировича (доверенность N92 от 20.12.2021), при участии ООО "Ренесанс-мед" (далее - Заявитель) - Леоновой Марии Михайловны (доверенность от 15.03.2022),
рассмотрев жалобу ООО "Ренесанс-мед" на действия Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук" при осуществлении закупки в форме аукциона в электронной форме "Поставка генератора электрохирургической системы (поставка, ввод в эксплуатацию, инструктаж) для нужд НИИ кардиологии Томского НИМЦ" (извещение N 0365100000922000285) (далее - аукцион), и проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратился Заявитель с жалобой, поданной в срок и соответствующей статье 105 Закона 44-ФЗ, на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме "Поставка генератора электрохирургической системы (поставка, ввод в эксплуатацию, инструктаж) для нужд НИИ кардиологии Томского НИМЦ" (извещение N 0365100000922000285), нарушающие, по мнению Заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в описании объекта закупки технические характеристики товара, позволяющие предложить к поставке только товар производителя COVIDIEN, а также установлением в пункте 7.1 проекта Контракта обязанности оказывать услуги лично.
Заявитель просит, признать жалобу обоснованной, Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе, выдать предписание о внесении изменений в извещение в соответствии с Законом 44-ФЗ.
Заказчик в письменных пояснениях (вх.N3098 от 26.04.2022) не согласился с доводами жалобы.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Томского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0365100000922000285 размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт, ЕИС) -14.04.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 818 000,00 руб.
Объект закупки - "Поставка генератора электрохирургической системы (поставка, ввод в эксплуатацию, инструктаж) для нужд НИИ кардиологии Томского НИМЦ".
Запросов на разъяснение положений извещения не поступало.
На момент рассмотрения жалобы Контракт не заключен.
1. Согласно части 2 статьи 8 Закона 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона 44-ФЗ Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
По смыслу приведенных норм права заказчику при формировании технического задания предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Целью правового регулирования Законом 44-ФЗ проведения конкурентных процедур является не обеспечение доступа к закупке как можно большему количеству участников, а качественное удовлетворение потребностей государственного заказчика.
Согласно извещению N0365100000922000285 объектом закупки является "Поставка генератора электрохирургической системы (поставка, ввод в эксплуатацию, инструктаж)".
Разделом 2 Технической части установлены функциональные характеристики (потребительские свойства) товара.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки, медицинского оборудования, руководствовался частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В описание объекта не включались требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Более того Технические требования составлены таким образом, чтобы максимально удовлетворить клиническим потребностям заказчика, позволить решать поставленные перед Заказчиком задачи и повысить безопасность пациентов.
В рамках описания объекта закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им своей деятельности. В частности: в клинике оказывается высокотехнологичная кардиохирургическая медицинская помощь жителям РФ. В экстренном и плановом порядке проводятся оперативные вмешательства взрослым и детям (в том числе и новорожденным в первые часы их жизни), с приобретенной и врожденной патологией сердечно-сосудистой системы. В клинике специализированную кардиохирургическую помощь получают пациенты со всех регионов РФ. В учреждение работают 7 операционных блоков. На балансе стоят аппараты электрохирургические (генератор) в количестве 6 штук (скан-справка от учреждения прилагается). Все медицинские генераторы находящиеся на балансе НИИ кардиологии одной модели.
Также представители Заказчика пояснили, что данное оборудование закупается для замены устаревшего блока переданного по договору пожертвования имущества N111 от 16.11.2015 (имеется в материалах дела) в связи с истечением срока эксплуатации, а также для использования в ходе выполнения кардиохирургических вмешательств в случаях сбоев или отказа оборудования. У Заказчика имеется все необходимое периферийное оборудование и расходные материалы данного производителя, в официальном ответе от производителя (приобщен к материалам дела) указано, что компания производитель не гарантирует корректную и безопасную работу систем данного оборудования при использовании инструментов и расходных материалов производства других производителей.
В случае покупки иного оборудования Заказчику потребуется приобрести периферийное оборудование и расходный материал к такому оборудованию, что возложит на Заказчика дополнительные затраты.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара. Указанная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Поскольку основной целью законодательства о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков, а не интересов хозяйствующих субъектов, то указанные в техническом задании параметры товара, и отсутствие такого товара у отдельных производителей либо иных хозяйствующих субъектов не является ограничением количества участников аукциона.
Предметом аукциона является поставка товара, а не его изготовление. Заказчик не предъявляет дополнительных требований ни к производителю товара, ни к участнику закупки.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, а также доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчик, включив характеристики оборудования, указанные в техническом задании не допустил нарушение Закона 44-ФЗ.
Довод жалобы не обоснован.
2. Согласно части 12 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ типовых условий контрактов.
Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н был утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее - Типовой контракт).
Раздел 7 Типового контракта "Порядок оказания и приемки Услуг" имеет сноску <21>, в которой прописано следующее: <21> Раздел Контракта может содержать иные положения, вытекающие из характера обязательств по Контракту, не противоречащие законодательству Российской Федерации, иным положениям Контракта, и с учетом специфики закупки.
Из этого можно сделать вывод, что в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации и (или) с учетом специфики закупки Заказчик вправе самостоятельно редактировать данный раздел, удалять, дополнять, изменять пункты контракта в данном разделе исходя из своих потребностей.
Согласно пункту 1 статьи 706 ГК РФ подрядчик вправе привлекать к исполнению обязательства других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора не следует, что работы должны выполняться лично подрядчиком.
Таким образом, как нормы Федерального закона 44-ФЗ, так и нормы Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают для заказчика возможность отказаться от привлечения к исполнению обязательства других лиц (субподрядчиков). Аналогичная позиция отражена в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8710/2015 по делу N А56-75576/2014, Постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 N 16АП-2455/2015 по делу N А22-4831/2014.
Довод жалобы не обоснован.
Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь статьей 8, статьей 33, статьей 42, статьей 105, статьей 106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Ренесанс-мед" на действия Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук" при осуществлении закупки в форме аукциона в электронной форме "Поставка генератора электрохирургической системы (поставка, ввод в эксплуатацию, инструктаж) для нужд НИИ кардиологии Томского НИМЦ" (извещение N 0365100000922000285) необоснованной.
2. В действиях Заказчика нарушений Закона 44-ФЗ не установлено.
3. Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии
Члены комиссии |
Алиев В.А.
Жохов С.В.
Пирютко Т.В.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 28 апреля 2022 г. N 070/06/106-248/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2022