Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Ровесник" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ФРИДОМ ГРУПП" (далее - Участник): по доверенности, по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 11132-ЭП/22 от 21.04.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку бензинового генератора (извещение N 0372200112622000007),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 18.02.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку бензинового генератора (извещение N 0372200112622000007) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 129 030,00 рублей.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.03.2022 N ИЭА1 ООО "ФРИДОМ ГРУПП" было признано победителем Аукциона.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ФРИДОМ ГРУПП" был заключен государственный контракт N 0372200112622000007 от 15.03.2022 на сумму 119 997,90 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.6 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 06.04.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ФРИДОМ ГРУПП".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку бензинового генератора (далее - Товар) не позднее 10 (десяти) рабочих дней с момента заключения Контракта (п. 4.2 Контракта).
Номенклатура, количество и ассортимент Товара определяются Спецификацией Товара (Приложение N 1 к Контракту), а также иными условиями Контракта. Отступления от Спецификации без письменного согласия Заказчика не допускаются. Товар не соответствующий Контракту (Спецификации) признается Товаром ненадлежащего качества (п. 1.2 Контракта).
18.03.2022 в адрес Заказчика поступило письмо Участника (исх. N 432 от 18.03.2022) с предложением о поставке другого Товара.
28.03.2022 Заказчик со ссылкой на Закон о контрактной системе, письменно уведомил Участника о невозможности осуществить замену Товара, на товар, поименованный в письме.
30.03.2022 Заказчик в связи с просрочкой поставки Товара, на адрес электронной почты, указанный в Контракте, направил Участнику претензию (исх. N 212 от 30.03.2022), содержащую требование о незамедлительном исполнении принятых на себя обязательств по поставке Товара, а также расчет суммы пени в связи с просрочкой.
01.04.2022 от Участника был получен ответ на претензию (исх. N 480 от 01.04.2022) с указанием на то, что Участник не отказывается от исполнения своих обязательств по поставке Товара и без указания на конкретные сроки поставки.
На основании вышеизложенного, Заказчик, руководствуясь п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 8.6.4 Контракта, принял решение о расторжении контракта в одностороннем порядке с ООО "ФРИДОМ ГРУПП".
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 06.04.2022 в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
Сведений о направлении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, по адресу электронной почты, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Участнику, на заседание Комиссии УФАС Заказчиком не представлено.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 27.04.2022, что свидетельствует о нарушении Заказчиком порядка расторжения контракта, установленного ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
03.03.2022 ООО "ФРИДОМ ГРУПП" было получено письмо от официального дистрибьютера о том, что в связи со сложившейся ситуацией в стране, компания HONDA временно приостановила поставки своей продукции в Российскую Федерацию, о чем уведомила своих официальный дистрибьютеров, т.е. уже после проведения процедуры подачи ценовых предложений по закупке N 0372200112622000007 и после опубликования протокола подведения итогов определения поставщика.
Для ускорения исполнения своих обязательств по Контракту, 18.03.2022 ООО "ФРИДОМ ГРУПП" в адрес Заказчика направило письмо исх. N 432, в котором уведомило Заказчика о невозможности поставить Бензиновый генератор Honda EU 22i по независящим от ООО "ФРИДОМ ГРУПП" обстоятельствам, с приложением официального письма производителя HONDA, а также с предложением рассмотреть вариант поставки Товара с улучшенными характеристиками, а именно Генератор Mitsui Power ECO ZM 2300 iM.
28.03.2022 в адрес ООО "ФРИДОМ ГРУПП" Заказчик направил письмо исх. N 208, в котором сообщил о том, что не согласовывает поставку Товара, указанного в письме исх. N 432 от 18.03.2022 и предлагает своевременно исполнить все свои обязательства в соответствии с Контрактом.
30.03.2022 в адрес Участника поступила претензия исх. N 212, в которой Заказчик требовал незамедлительно исполнить принятые на себя обязательства по поставке Товара, а также уведомил о начислении пени в размере 79,20 руб. за 1 день просрочки исполнения Участником своих обязательств по Контракту.
01.04.2022 исх. письмом N 480 ООО "ФРИДОМ ГРУПП" направило в адрес Заказчика ответ на претензию, в котором сообщило, что компания HONDA так и не возобновила поставки своей продукции в Российскую Федерацию, в связи с чем, выполнить условия по поставке Товара именно производителя HONDA не представляется возможным по независящим от ООО "ФРИДОМ ГРУПП" обстоятельствам.
Так же ООО "ФРИДОМ ГРУПП" сообщило о том, что не отказывается от исполнения своих обязательств по поставке Товара, и уведомляет, что оплата за просрочку исполнения обязательств будет произведена ООО "ФРИДОМ ГРУПП" в полном объеме.
Участником была произведена оплата начисленной пени за просрочку исполнения обязательств по поставке Товара до момента расторжения Контракта, в размере 1292,40 рублей, т.е. в полном объеме (платежное поручение N 22640 от 26.04.2022).
Представитель Участника полагает, что ООО "ФРИДОМ ГРУПП" не отказывалось и не уклонялось от исполнения своих обязательств по Контракту, что просрочка исполнения обязательств по поставке Товара возникла по обстоятельствам, не зависящим от ООО "ФРИДОМ ГРУПП". ООО "ФРИДОМ ГРУПП" прикладывало все усилия по поставке Товара, предлагало поставку аналогичного Товара или Товара с улучшенными характеристиками, велась деловая переписка с Заказчиком, так же проводились переговоры с представителем Заказчика в телефонном режиме, т.е. были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение Контракта, а также для достижения целей и результатов, которые установлены в Контракте.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ФРИДОМ ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "ФРИДОМ ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ФРИДОМ ГРУПП" (ИНН: 9717031707) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 апреля 2022 г. N РНП-78-492/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2022