Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
ГБДОУ детский сад N 140 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
ООО "Лаборатория ремонта" (далее - Заявитель)::,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 11103-ЭП/22 от 21.04.2022) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку оконных жалюзи для обеспечения нужд Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 140 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0372200236322000005) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 11.04.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200236322000005.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 189 271,95 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в необоснованном дополнительном описании объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, подтверждает следующие обстоятельства.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе открытый электронный аукцион относится к конкурентному способу закупки при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
1. Заявитель считает, что Заказчиком нарушены правила описания Объекта закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта установлено Заказчиком в Приложении "Описание объекта закупки" к извещению.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к данному товару соответствуют товары единственного производителя.
На заседании Комиссии УФАС представители Заказчика пояснили, что все характеристики необходимых к поставке товаров являются потребностью Заказчика.
В жалобе Заявитель сообщает, в том числе следующее:
Заказчиком при формировании технического задания определены и описаны четкие термины в инструкции, которые задают требования:
1. Слова: "более", "превышает", "минимум", "менее", "предельно", "максимум";
2. Предлоги: "от", "до";
3. Слова в комбинации с частицей "не": "менее", "меньше", "ниже", "более", "превышает", "свыше";
4. Выражения: "не ", "не
", "не >", "не <";
5. Символы: "", "<", ">", "
".
А так же представлены действия, которые должны произвести участник при заполнении заявки:
При установлении требований одновременно и к минимальному, и к максимальному значению показателя товара в случаях, когда:
1) используется одновременно в любом порядке вышеуказанные слова и слова в комбинации с частицей "не", разделённые знаком ",";
2) используется одновременно в любом порядке вышеуказанные слова и выражения, разделённые знаком ",";
3) используются одновременно в любом порядке вышеуказанные символы и слова в комбинации с частицей "не", разделенные союзом "и";
4) используются одновременно в любом порядке вышеуказанные слова и предлоги, разделенные знаком ",";
5) используются вышеуказанные слова в комбинации с частицей "не", разделенные союзом "и", участник закупки должен указать одно конкретное значение показателя, удовлетворяющее требованиям, указывающим на минимальность и максимальность значения показателя, без использования слов/ слов в комбинации с частицей "не"/ предлогов/ символов/ выражений, являющихся непосредственно самим требованием.
При установлении требований одновременно и к минимальному, и к максимальному значению показателя товара с использованием вышеуказанных слов/ слов в комбинации с частицей "не"/ предлогов/ символов/ выражений, являющихся непосредственно самим требованием, в случаях, не оговоренных выше, это означает, что значения показателей, как и установленные к ним требования должны остаться неизменными.
Считаем что Заказчиком намерено произведены манипуляции, для снижения вероятности правильно заполнить заявку. Более того, в заявке очень много мест, попадающих под исключения, например:
П.1.Толщина металлического профиля более 0,9 мм и до 1,2 мм.
П.1. Толщина шнура для сбора ламелей не менее 0,5 мм, не более 1 мм.
П.3. Толщина металлического профиля более 0,9 мм и не 1,2 мм.
П.4. Кронштейн и крепление выполнены из металлического листа толщиной > 0,8 мм , не более 2, 1 мм.
П.5. Диаметр звена цепочки не 1,5 мм , не превышает 2,5 мм
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п.3 ч.2 ст. 42 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки.
2. Согласно Приложению к Описанию объекта закупки Заказчиком установлена следующая характеристика товаров "Светозатемняющее устройство тип 115" и "Светозатемняющее устройство тип 122": "Толщина металлического профиля от 0,9 мм и минимум 1,2 мм.", что не позволяет выявить необходимую характеристику товара. Исходя из пояснений Заказчика данная характеристика товара является технической ошибкой.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п.3 ч.2 ст. 42 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки.
3. По мнению заявителя, содержащееся в Приложение N3 Требования к заявке и Инструкция по заполнению заявки Требования к заявке фраза "Данное требование является приоритетным над всеми выше установленными требованиями инструкции" не позволяет выявить потребности Заказчика, так как она встречается в инструкции четыре раза.
Согласно п.3 ч.2 ст. 43 Закона о контрактной система извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
При этом в соответствии с письмом ФАС N ИА/44536/16 от 01.07.2016 установление заказчиком ненадлежащего руководства по заполнению заявки приводит к возникновению у потенциальных поставщиков ошибок технического характера при формировании предложений, что ведет к признанию их не соответствующими требованиям, которые установил госзаказчик.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п.3 ч.2 ст. 42 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ненадлежащем установлении инструкции по заполнению заявки
4. Заявитель считает, что Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога), однако он не ссылается на какой-либо конкретный код КТРУ.
На основании пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Вместе с тем Комиссией установлено, что согласно сведениям ЕИС
в КТРУ имеется позиция 13.92.22.120-00000017 "Жалюзи оконные", соответствующая наименованию закупаемого товара.
Кроме того, код ОКПД2 13.92.22.120 "Навесы и маркизы (шторы от солнца)", содержит уточнение, которое однозначно указывает,что данному коду ОКПД2 соответствуют шторы от солнца.
Комиссия отмечает, что код ОКПД2 13.92.22.120 "Навесы и маркизы (шторы от солнца)", включен группу кодов ОКПД2 13.9 "Изделия текстильные прочие", которая включена в Перечень, установленный Постановлением N 616.
При этом Заказчик пояснил, что не использовал код КТРУ, поскольку размеры каждого изделия индивидуальны и не подходят под установленные в справочнике КТРУ.
Согласно п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014(далее- ОКПД2). При этом в Описании объекта закупки Заказчиком определён код ОКПД2 13.92.22.120.
Анализ спорных требований показал, что они изложены в соответствии со значениями характеристик, установленных в советующей позиции КТРУ.
Таким образом, Заказчиком исполнены все формальные требования, предусмотренные Законом о контрактной системе при описании объекта закупки в рассматриваемой части.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования по показателям объекта закупки
Вместе с тем, анализ спорных требований показал, что они изложены в соответствии со значениями характеристик, установленных в советующей позиции КТРУ.
Таким образом, Заказчиком исполнены все формальные требования, предусмотренные Законом о контрактной системе при описании объекта закупки в рассматриваемой части.
Следовательно, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 2, 8, 19, 23, 33, 42, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лаборатория ремонта" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 апреля 2022 г. N 44-1282/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2022