Резолютивная часть решения оглашена 27.04.2022 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ИП. (далее заявитель) на положения извещения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту мостового перехода через р.Бачевка на км 20+560 автомобильной дороги Александров-Бакино-Мячково-Новоселка-"Колокша-Верхние Дворики" в Александровском районе Владимирской области (извещение N 0128200000122001319) в присутствии представителя заказчика - ГБУ ВО "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области" уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области Заявитель, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, свою явку или явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/31-275/2022 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
20.04.2022 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП на положения извещения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту мостового перехода через р.Бачевка на км 20+560 автомобильной дороги Александров-Бакино-Мячково-Новоселка-"Колокша-Верхние Дворики" в Александровском районе Владимирской области (извещение N 0128200000122001319)
По мнению заявителя, в нарушение требований части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в конкурсной документации содержатся требования, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Исходя из анализа норм статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" можно сделать вывод о том, что мост является искусственным дорожным сооружением, и, следовательно, частью автомобильной дороги.
Согласно подпункта "в" пункта 32 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (далее - Правила оценки заявок) при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги документом, предусмотренном приложение N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги, то есть в соответствии с Правилами оценки заявок по критерию оценки заявок N 2 заказчиком должны оцениваться контракты (договора) у участника конкурса на выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Однако в нарушение требований подпункта "в" пункта 32 Правил оценки заявок заказчиком в конкурсной документации установлено нерегламентированное законодательством условие о том, что к оценке будут приниматься контракты, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту мостовых переходов на автомобильной (-ых) дороге (-ах). Подпунктом "в" пункта 32 Правил оценки заявок установлен исчерпывающий перечень контрактов, которые устанавливаются и учитываются при оценке заявок по ремонту автомобильной дороги. Такого контракта, как "контракты по ремонту мостовых переходов" в указанном перечне нет.
Следовательно, заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, ограничивающий возможность получить максимальное количество баллов по показателям.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных правонарушений.
В обосновании правомерности действий заказчика представитель заказчика пояснил следующее.
При формировании требований к критериям оценки заявок на участие в указанном открытом конкурсе в электронной форме заказчик руководствовался положениями части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок и Правилами оценки заявок.
Критерии оценки установлены заказчиком исходя из представлений о сопоставимых условий деятельности хозяйствующих субъектов в целях выбора наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ, и не направлены на ограничение количества участников закупки и не предрешают исход торгов.
Принятие к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту мостовых переходов на автомобильной дороге не противоречит требованию, предусмотренному действующему законодательству, а именно пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а вид ремонта основывается на соответствующем предмете закупки.
Таким образом, определение порядка оценки заявок является прерогативой заказчика и устанавливая соответствующий порядок Заказчик исходит из необходимости получения подрядчика, максимально подходящего для выполнения работ по ремонту мостового перехода.
Установление Заказчиком критериев оценки не является обязательным условием для участия в проведении процедуры закупки, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а выступает лишь критерием оценки участника, в то время как к участию в закупке может быть допущено любое лица независимо от наличия документов, подтверждающий конкретный критерий.
На основании изложенного, заказчик полагает, что рассматриваемая конкурсная документация в полном объеме соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок и просит признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. необоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частями 1,3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);
Таким образом, фактически мост является частью автомобильной дороги.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 Правил оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки: наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 32 Правил оценки заявок при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги: документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Вместе с тем, приложением N 4 к извещению об осуществлению закупки на выполнение работ по ремонту мостового перехода через р.Бачевка на км 20+560 автомобильной дороги Александров-Бакино-Мячково-Новоселка-"Колокша-Верхние Дворики" в Александровском районе Владимирской области "Критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах" по критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в качестве подтверждения опыта работы требуется предоставление иных контрактов, чем предусмотренных подпунктом "в" пункта 32 Правил оценки заявок: "Документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением ПП от 31.12.2021 г., N 2604, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения (подпунктом "в" пункта 28 Положения), его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту мостовых переходов на автомобильной (-ых) дороге (-ах).
В силу изложенного, Комиссия полагает, что заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" и в данном случае извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме нуждается в корректировке и исправлении с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП на положения извещения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту мостового перехода через р.Бачевка на км 20+560 автомобильной дороги Александров-Бакино-Мячково-Новоселка-"Колокша-Верхние Дворики" в Александровском районе Владимирской области (извещение N 0128200000122001319) по доводам, изложенным в ней, обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, конкурсной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии М.В. Фомин
Члены Комиссии Д.В. Миронов
Е.А. Евграфова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 27 апреля 2022 г. N 033/06/31-275/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2022