Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
в присутствии представителя ГБУЗ ПК "ПККГВВ" - Осиповой Ю.В., действующей на основании доверенности, в отсутствие ИП Чащиной М.Е. (извещена надлежащим образом).
рассмотрев жалобу ИП Чащиной М.Е. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ПККГВВ" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на поставку товара (водонагреватели) для нужд ГБУЗ ПК "ПККГВВ" (изв.N 0356200000822000045),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200000822000045 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку товара (водонагреватели) для нужд ГБУЗ ПК "ПККГВВ".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.04.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 82 339,67 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 22.04.2022 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком, в нарушение норм, действующего законодательства, не установлен надлежащий код КТРУ - 27.51.25.110-00000001 - электрокипятильник. Кроме этого, по мнению Предпринимателя, Заказчиком не обоснованы дополнительные характеристики, установленные в описании объекта закупки.
Кроме того, ИП Чащина М.Е. считает, что Заказчик не предоставил надлежащий ответ на запрос о разъяснении аукционной документации, поданный Предпринимателем.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, о чём изложил в своих устных и письменных пояснениях.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о закупках информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о закупках, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г.(далее - Правила).
В силу п.4 Правил, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
В п. 7 Правил установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Согласно п. 12 Правил, Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Из вышеуказанного следует, что поскольку информация о кодах соответствующих товару является справочной, такая информация не обязательна для учёта Заказчиком.
Согласно Извещению о проведении закупки объектом закупки является водонагреватель электрический, накопительный.
В извещении о проведении закупки в разделе "Объект закупки" указан код по Общероссийскому Классификатору Продукции по видам экономической Деятельности: 27.51.25.110.
В Региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Пермского края в справочнике предметов государственной закупки для осуществления и формирования закупки с учетом функциональных и технических характеристик товара Заказчиком выбрана позиция "Водонагреватель электрический, накопительный".
В Единой информационной системе в сфере закупок в классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 27.51.25.110 сведения по Водонагревателям проточным и накопительным электрическим отсутствуют.
Ввиду отсутствия товара в каталоге, и, соответственно, отсутствия кода КТРУ по нему, Заказчик применил описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что код КТРУ, предложенный Заявителем - 27.51.25.110-00000001 относится к электрокипятильнику и содержит следующее описание товара:
Наименование товара: Электрокипятильник,
Единица измерения - штука,
Обязательные для применения характеристики товара: Мощность, тип кипятильника - наливной.
Информация о технических регламентах и стандартах: ТР ТС 010/2011 "Технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования".
Указанный технический регламент, согласно Приложению N 3 (Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования") не содержит позиции "электрический водонагреватель".
Позиции "Электрокипятильник" (Кипятильник непрерывного действия) и "Водонагреватель проточный и накопительный электрический" имеют различный Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 27.51.25.110 Водонагреватели проточные и накопительные электрические и 28.93.15.125 Кипятильники непрерывного действия, у них установлены разные КПГЗ (Классификатор предметов государственного заказа): 1) Электрокипятильник - 01.20.01.03.99 электроприборы кухонные прочие, 2) Водонагреватель электрический накопительный - 01.11.01.03.03.01 водонагреватели бытовые электрические
На основании вышеизложенного, Комиссия управления приходит к выводу, что в отношении установления кода по КТРУ, в действиях Заказчика нарушений норм Закона о закупках не усматривается.
В отношении довода Заявителя о том, что Заказчик не предоставил надлежащий ответ на запрос о разъяснении аукционной документации, поданный Предпринимателем, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 42 Закона о закупках заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным ч. 5 ст. 42 Закона о закупках, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял не менее трех дней.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о закупках любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
18.04.2022 в адрес Заказчика поступил запрос разъяснений документации. 19.04.2022 г. Заказчиком размещены разъяснения положений документации без внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона.
Комиссией установлено, что разъяснения положений документации сформированы и размещены Заказчиком в регламентированный ч. 5 ст. 42 Закона о закупках срок.
Относительно содержания разъяснений положений документации, размещенных Заказчиком, Комиссия отмечает, что положения Закона о закупках не регламентируют степень полноты разъяснений положений извещения об осуществлении закупки. Степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями - это субъективный фактор, который выходит за рамки правовых оценок.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.04.2022 NИЭА1 на участие в электронном аукционе было подано 5 заявок, 5 из которых были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки.
В результате проведения аукциона снижение НМЦК составило 40,85%.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Чащиной М.Е. на действия ГБУЗ ПК "ПККГВВ" при проведении электронного аукциона на поставку товара (водонагреватели) для нужд ГБУЗ ПК "ПККГВВ" (изв.N 0356200000822000045) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 апреля 2022 г. N 006482-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2022