Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев после объявленного перерыва в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ИП П на действия Единой комиссии уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, пр.Коста, д.11, 3-этаж, далее - Единая комиссия Управления РСО-Алания) при проведении электронного аукциона N0310200000322000888 на поставку реагентов для нужд лаборатории (для гематологического анализатора, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
20 апреля 2022 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП П на действия Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что в результате рассмотрения заявок на участие в Аукционе к нему были необоснованно применены преференции в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку, как считает Заявитель, одним из участников Аукциона были представлены недостоверные сведения о стране происхождения товаров, предлагаемых к поставке.
Не согласившись с доводами жалобы Управление РСО-Алания представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
05 апреля 2022 года в на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000322000888 на поставку реагентов для нужд лаборатории (для гематологического анализатора (далее - Извещение), в том числе Приложение к разделу извещения о проведении Аукциона и Техническое задание (далее соответственно - Приложение, ТЗ).
Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N126н утверждены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Условия допуска товаров N126н).
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Так, в Извещении о проведении Аукциона Заказчиком установлены Условия допуска товаров N126н.
Подпунктом "а" пункта 1.3 части 1 Условий допуска товаров N126н предписано установить следующие условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N1, приложении N2 к настоящему приказу - при проведении аукциона контракт заключается по цене сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в Приложении N1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в Приложении N2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики).
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что в рамках рассматриваемой закупки объектом закупки являются реагенты для нужд лаборатории с кодом ОКПД2 21.20.23.110, которые в свою очередь содержатся в Приложении N1 к Условиям допуска товаров N126н.
При этом, подпунктами "б" и "в" части 2 Условий допуска товаров N126н установлено, что положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случаях, если:
б) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики;
в) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики);
Вместе с тем, согласно Протоколу подведения итогов Аукциона от 14.04.2022 до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе было подано 3 заявки. Решением Единой комиссии Управления РСО-Алания все 3 заявки на участие в Аукционе были признаны соответствующими требованиям, Установленным в Извещении о проведении Аукциона.
Установлено, что участниками рассматриваемой закупки было указано, что к поставке предлагаются товары со следующими наименованиями стран происхождения товаров:
1) Российская Федерация; Королевство Швеция;
2) Королевство Швеция;
3) Российская Федерация.
Подпунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Так, частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья) установлено, что медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Согласно части 3 статьи 38 Закона об охране здоровья обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение.
При этом, частью 4 статьи 38 Закона об охране здоровья установлено, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
На основании изложенного Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона установлено, что заявка на участие в Аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром (применяется в случае установления в настоящем подпункте соответствующих подтверждающих документов) - копии регистрационных удостоверений.
Согласно подпункту "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки - документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Однако, при рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что участник рассматриваемой закупки, заявке которого присвоен идентификационный номер N3 и предложивший к поставке все товары со страной происхождения - Российская Федерация, представил в составе заявки регистрационной удостоверение на медицинское изделие NРЗН 2015/2307 от 27.09.2018 на вакуумную пробирку для взятия венозной крови "UNIVAC" отнесенную к коду ОКПД2 32.50.13.190, что не соответствует товарам, закупаемым в рамках рассматриваемой закупки, а также товарам, предлагаемым к поставке данным участником Аукциона в составе заявки на участие в Аукционе.
То есть, фактически, участником рассматриваемой закупки, заявке которого присвоен идентификационный номер N3 и предложившим к поставке все товары со страной происхождения - Российская Федерация, не были представлены документы, предусмотренные подпунктом "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе и Извещением о проведении Аукциона.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
При этом, пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, решение Единой комиссии Управления РСО-Алания о признании заявки на участие в Аукционе, которой был присвоен идентификационный номер N3, соответствующей требованиям Извещения о проведении Аукциона является необоснованным, а указанная заявка подлежала отклонению в силе требований подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 и пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Действия членов Единой комиссии Управления РСО-Алания, выразившиеся в признании заявки на участие в Аукционе с идентификационным номером N3 соответствующей требованиям Извещения о проведении Аукциона с нарушением требований подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 и пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, повлекшие за собой применение к победителю Аукциона преференций, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1.3 части 1 Условий допуска товаров N126н, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ИП П на действия Единой комиссии уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд при проведении электронного аукциона N0310200000322000888 на поставку реагентов для нужд лаборатории (для гематологического анализатора).
2. Признать Единую комиссию Управления РСО-Алания нарушившей требования подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 и пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному органу - Управлению РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА79-04/22 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении членов Единой комиссии Управления РСО-Алания, виновных в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 27 апреля 2022 г. N А79-04/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2022