Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильная чрезвычайная служба гражданской обороны "Экран" (далее - заявитель, общество) на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок (далее - уполномоченный орган, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка дополнительных патронов ДПГ-3 к гражданским противогазам (Реестровый номер 22.31.0489)" (извещение N 0152200004722000486) (далее - аукцион, электронный аукцион) для нужд бюджетного учреждения Омской области "Центр обеспечения мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций" (далее - заказчик),
в присутствии представителей:
заявителя - "_" (доверенность N 4 от 20.03.2022), "_" (доверенность N 5 от 20.03.2022);
заказчика - "_" (без доверенности), "_" (без доверенности);
уполномоченного органа - "_" (доверенность N 143 от 07.02.2022),
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 4204э от 22.04.2022) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 07.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152200004722000486 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 9 968 976 руб.
15.04.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому подано 2 ценовых предложения.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2022 следует, что заявка одного участника электронного аукциона отклонена. Победителем признан участник с идентификационным номером заявки 41 с ценой контракта 9 968 976 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителя дословно указано: "Участником закупки в соответствии с требованиями статьи 44 с учетом требований статьи 45 Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) 13 апреля 2022 года была предоставлена независимая гарантия N 9991-4R1/792454, выданная ПАО "БАНК УРАЛСИБ" в соответствии с условиями, установленными статьей 45 поименованного закона.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0152200004722000486, опубликованному в ЕИС 18.04.2022 г было подано 2 заявки. Заявка с N 40 отклонена на основании пункта 7 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ. Членами комиссии по осуществлению закупок принято решение о соответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, только одной заявки на участие в ней, на основании пункта 2 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем аукциона признан участник закупки N 41, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
По мнению Заказчика представленная участником закупки под N 40 независимая гарантия не соответствует установленным законом требованиям, а именно:
- отсутствует указание на сумму независимой гарантии подлежащую уплате гарантом заказчику в случае, установленном частью 15 статьи 44 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон N44-ФЗ);
- отсутствует указание на право заказчика в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Закона N 44-ФЗ, предоставлять требование об уплате денежной суммы, установленное пунктом "а" дополнительных требований к независимой гарантии утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 г. N 1005 (далее - Постановление N1005).
Участник закупки полагает, что решение об отклонении (возвращении) заявки является необоснованным ввиду следующего:
По первому доводу Заказчика:
Частью 15 статьи 44 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что бенефициар предъявляет требование гаранту, в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 Закона N44-ФЗ. Статья 48 Закона N44-ФЗ устанавливает случаи отклонения вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе. В связи с тем, что Гарантией обеспечивалось участие в электронном аукционе, а не электронном конкурсе, требование Бенефициара не может быть предъявлено в случае, установленном ч.15 ст.44 Закона N44-ФЗ, следовательно, данное требование Бенефициара не соответствует действующему законодательству.
По второму доводу Заказчика:
Постановление N1005 содержит условия гарантии, которые обязательно должны быть в ней закреплены, в том числе требование о праве заказчика в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Закона N44-ФЗ, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если указанным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), т.е. бенефициар имеет право предъявить требования гаранту в случае включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 Закона N44-ФЗ в связи с его уклонением от заключения контракта.
В соответствии с п.2 ст.104 Закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. В подпункте 1.1 Гарантии указано, основанием для предъявления требования Бенефициаром Гаранту является уклонение или отказ Принципала заключить контракт с Бенефициаром по результатам закупки, т.е. условиями Гарантии предусмотрено предъявление требования Бенефициаром в случае, предусмотренном п.7 ч.10 ст.44 Закона N44-ФЗ.
Заявитель обратился в ПАО "БАНК УРАЛСИБ", выдавший независимую гарантию за соответствующими разъяснениями, поскольку указанный банк включен в перечень банков, которые вправе выдавать независимую гарантию и удовлетворяющего требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (с учетом данных Банка России, представленных 31.03.2022). Позиция банка относительно отказа в принятии выданной независимой гарантии коррелируется с позицией заявителя.
Заявителем при подаче заявки не были нарушены требования Закона о контрактной системе в части обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. ООО "МС ГО "Экран" надлежащим образом, в установленной извещением о проведении закупки сумме была предоставлена независимая гарантия для целей обеспечения заявки для участия в закупке, соответствующая требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ.
Победителем аукциона в силу части 5 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта. Заявитель предложил наиболее низкую цену контракта, его заявка и представленные документы полностью соответствуют извещению о закупке и в отсутствие отклонения заявки аукционной комиссией, являлся бы победителем аукциона".
В своих возражениях на доводы жалобы (вх. N 4400э от 27.04.2022) уполномоченный орган указал, что представленная участником закупки в качестве обеспечения заявки независимая гарантия не отвечает требованиям, предусмотренным статьями 44 и 45 Федерального закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона (пункт 16 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
В силу частей 1 и 4 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе при проведении электронных процедур:
1) обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:
а) путем блокирования денежных средств, внесенных участником закупки на банковский счет, открытый таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации;
б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона.
Согласно части 9 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, следующих операций:
1) блокирование и прекращение блокирования денежных средств в соответствии с требованиями настоящей статьи. Такое блокирование заключается в ограничении прав участника закупки по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, находящимися на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки, в течение срока, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
2) перевод в случаях, предусмотренных настоящей статьей, заблокированных денежных средств в размере обеспечения соответствующей заявки:
а) на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
б) в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, в течение одного часа с момента наступления следующего случая: включение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 настоящего Федерального закона в связи с его уклонением от заключения контракта (пункт 7 части 10 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе).
Частью 12 статьи 44 Федерального закона также предусмотрено, что в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 настоящей статьи, заказчик предъявляет требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения заявки на участие в закупке участником закупки, информация о котором включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением такого участника от заключения контракта.
Согласно части 15 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе если в случае, предусмотренном частью 13 настоящей статьи, обеспечение заявки на участие в закупке, являющейся третьей заявкой, предоставлено в виде независимой гарантии:
1) оператор электронной площадки через тридцать дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении такой заявки протокола, указанного в части 17 статьи 48, пункте 2 части 5 статьи 49, пункте 2 части 3 статьи 50 настоящего Федерального закона, направляет (за исключением случая получения оператором электронной площадки решения суда, контрольного органа в сфере закупок о признании решения, принятого в отношении такой заявки, не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона) заказчику, разместившему такой соответствующий протокол, информацию о наступлении случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи, и об участнике закупки, подавшем такую заявку;
2) заказчик не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем получения информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей части, предъявляет требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной таким участником закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия.
Согласно части 6 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе).
Частью 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 368 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом.
Согласно пункту 4 статьи 368 ГК РФ в независимой гарантии должны быть указаны: дата выдачи; принципал; бенефициар; гарант; основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией; денежная сумма, подлежащая выплате, или порядок ее определения; срок действия гарантии; обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии.
В соответствии с пунктом "а" Дополнительных требований к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 обязательное закрепление в независимой гарантии права заказчика в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если указанным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Материалами дела подтверждено следующее.
В извещении об осуществлении закупки уполномоченным органом обеспечение заявки установлено в размере 99689.76 Российский рубль
В разделе "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии" извещения о закупке установлено: "Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, предусмотренные частью 2 статьи 29 ФЗ N 44, предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке в размере 0,5% НМЦК, что составляет 49844,88 руб. Государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках. Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться УЗ в виде денежных средств или НГ, предусмотренной статьей 45 ФЗ N 44. Выбор способа обеспечения осуществляется УЗ самостоятельно. УЗ для подачи заявки на участие в закупке выбирает с использованием электронной площадки способ обеспечения такой заявки путем указания реквизитов специального счета или указания номера реестровой записи из реестра НГ, размещенного в единой информационной системе. Обеспечение заявки осуществляется путем блокирования денежных средств, внесенных УЗ на банковский счет, открытый таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). НГ должна соответствовать требованиям статьи 45 ФЗ N 44, дополнительным требованиям к НГ, используемой для целей ФЗ N 44, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 1005. Срок действия НГ должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок".
В протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2022 в качестве основания отклонения заявки с идентификационным номером 40 указано следующее: "На основании пункта 7 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ отклонить заявку на участие в закупке (далее - заявка) в связи с несоответствием независимой гарантии требованиям пункта 1 части 2 и части 8.2 статьи 45 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ:
- отсутствует указание на сумму независимой гарантии подлежащую уплате гарантом заказчику в случае, установленном частью 15 статьи 44 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ;
- отсутствует указание на право заказчика в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, предоставлять требование об уплате денежной суммы, установленное пунктом "а" дополнительных требований к независимой гарантии утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 г. N 1005".
Комиссией установлено, что в составе заявки участника закупки была приложена независимая гарантия N 9991-4R1/792454 от 13.04.2022 для целей обеспечения заявки, выданная ПАО "БАНК УРАЛСИБ" (далее - независимая гарантия).
Проанализировав содержание независимой гарантии, представленной обществом в качестве обеспечения заявки, Комиссия установила, что независимая гарантия действительно не содержала указание на случаи, установленные частью 15 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе в которых сумма независимой гарантии подлежит уплате гарантом заказчику, а также указание на право заказчика в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе, предоставлять требование об уплате денежной суммы, установленное пунктом "а" дополнительных требований.
Таким образом, представленная обществом независимая гарантия формально не отвечала требованиям, предусмотренным частями 2 и 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает что, выбрав в качестве способа обеспечения заявки независимую гарантию, участник принимает на себя ответственность за действия своего контрагента-банка.
Заявитель, подав заявку на участие в закупке, согласился со всеми условиями извещения об осуществлении закупки в рамках части 5 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе и пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и, как следствие, принял на себя все риски несоответствия представленного им обеспечения заявки требованиям извещения об осуществлении закупки, а также требованиям статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
При этом, действуя добросовестно и разумно, заявитель обязан был проверить условия представляемой независимой гарантии, в том числе на соответствие требованиям извещения и требованиями Федерального закона о контрактной системе, поскольку именно на участника конкурентной процедуры возложена обязанность по представлению надлежащего обеспечения заявки.
При этом несоблюдение законных требований к независимой гарантии могло повлечь для заказчика вредные последствия, предусмотренные пунктом 1 статьи 376 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которому гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям независимой гарантии либо представлены гаранту по окончании срока действия независимой гарантии.
Учитывая изложенное, комиссия по осуществлению закупок уполномоченного органа правомерно отклонила заявку общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильная чрезвычайная служба гражданской обороны "Экран" по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Фактически позиция заявителя основана на неверном толковании положений Федерального закона о контрактной системе, в частности ссылка на часть 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является правомерной, так как приведенные в данной норме основания для отклонения заявки на участие в закупке в равной мере применимы и к электронному аукциону в силу части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
Ссылку заявителя на наличие в независимой гарантии условия о том, что "сумма гарантии подлежит выплате при наступлении, в том числе следующего основания - уклонение или отказ принципала заключить контракт с бенефициаром по результатам закупки", Комиссия отклоняет, так как закон связывает право заказчика на требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки в рассматриваемом случае именно с включением информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 настоящего Федерального закона в связи с его уклонением от заключения контракта, а не с самим фактом уклонения такого участника закупки или отказом от заключения контракта.
Доводы представителя заявителя о возможности разрешения сопоров о толковании условий независимой гарантии, а равно реализации права требования заказчика в судебном порядке, Комиссия полагает несостоятельными, так как данный подход не отвечает основополагающим принципам контрактной системы, фактически свидетельствует о возложении ответственности участника закупки на заказчика.
В связи с вышеуказанным, Комиссия признала жалобу общества необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильная чрезвычайная служба гражданской обороны "Экран" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка дополнительных патронов ДПГ-3 к гражданским противогазам (Реестровый номер 22.31.0489)" (извещение N 0152200004722000486) для нужд бюджетного учреждения Омской области "Центр обеспечения мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_"
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 апреля 2022 г. N 055/06/49-381/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2022