Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Сидоровой Лидии Николаевны (далее - Заявитель, ИП Сидорова Л.Н.) (вх. N 2471 от 25.04.2022) на действия комиссии по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку реагентов для анализаторов гематологических Medonic (закупка N 0366200035622001478) (далее - Электронный аукцион, Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила),
- - представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение), Аукционной комиссии на основании доверенности;
- - представителя государственного учреждения здравоохранения "Алексинская районная больница N1 имени профессора В.Ф. Снегирева" (далее - Заказчик) на основании доверенности;
в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и способе рассмотрения настоящей жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что Заявитель не согласен с решением Аукционной комиссии об отклонении заявки Индивидуального предпринимателя.
Как указывает Заявитель, из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2022 (далее - протокол подведения итогов) следует, что Аукционной комиссией принято следующее решение:
несоответствие информации, предусмотренной извещением об осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона, требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом и инструкция по ее заполнению (представленный в заявке участника закупки конкретный показатель, не соответствует значению, установленным пунктом 2 "Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара)", а именно: Подпункт 3.2 "Фасовка , л" требуемое значение показателя "Не менее 1", предложение участника закупки - "Фасовка , л" - "1* (* - комбинированная упаковка, состоящая из двух стандартных флаконов объемом 0,5 л)").
Вместе с тем, по мнению Заявителя, исходя из положений пункта 3.2 таблицы пункта 2 и пункта 3 таблицы пункта 1 электронного документа "Описание объекта закупки" извещения о Закупке потребность Заказчика в товаре "Буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы" составляет 8 литров (количество товара 8 штук с фасовкой каждой единицы 1 литр).
Заявитель считает, что требование к характеристике "фасовка не менее 1 литра" установлена не для флакона товара, а для 1 штуки товара.
Согласно поданной ИП Сидоровой Л.Н. заявке к поставке предлагается товар "Буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы" объемом 8 литров, при этом фасовка 1 штуки (а не флакона) данного раствора составляет 1 литр. Одновременно участником закупки в своей заявке в примечании под знаком "*" указано, что 1 штука товара представляет собой комбинированную упаковку, состоящую из двух стандартных флаконов объемом по 0,5 литра, что в совокупности составляет 1 литр. Таким образом, по мнению Заявителя, предлагаемый к поставке товар полностью соответствует требованиям Заказчика, установленным в описании объекта закупки.
Заказчиком, Уполномоченным учреждением в материалы дела представлены письменные возражения на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке 22.03.2022 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - извещение и документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта - 736 264,36 рублей.
Контракт по итогам Электронного аукциона на момент рассмотрения данной жалобы Заказчиком не заключен.
На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований, либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
С другой стороны, описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением планируемого к заключению контракта.
Из возражений Заказчика на жалобу следует, что требование к товару в подпункте 3.2 пункта 2 электронного документа "Описание объекта закупки" установлено с учетом загруженности и потребности лаборатории, а также с целью экономии бюджетных средств.
Методика работы на анализаторе гематологическом автоматическом Medonic серии М производства Boule Medical А.В., Швеция описана в инструкции по эксплуатации, что так же соответствует ГОСТ Р 53079.2-2008 (ТЕХНОЛОГИИ ЛАБОРАТОРНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА КЛИНИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ): работу на приборах следует проводить в соответствии с инструкцией производителя к данному прибору. Согласно инструкции по эксплуатации (пункт 8.3 стр. 75) в качестве набора для очистки указывается набор для очистки компании Boule.
Набор для очистки компании Boule, согласно инструкции по эксплуатации (пункт 8.3 стр. 75) состоит из следующих компонентов: Гипохлорит (2%), Энзимный очиститель, Детергентный очиститель. В качестве набора для очистки компанией Boule Medical АВ (Швеция) в соответствии с регистрационным удостоверением ФСЗ 2008/01097 от 26.10.2021 зарегистрирован только Очищающий раствор Boule Cleaning Kit, 3x450 мл (каталожный номер 1504111).
Состав набора: - Boule Enzymatic Cleaner (Энзиматический очиститель), 450 мл - Boule Hypochlorite (2%) Cleaner (Гипохлорит 2%), 450 мл - Boule Detergent Cleaner (Детергентный очиститель), 450 мл Общий объем одного набора (штуки) из трех разных составляющих, составляет 1350 мл.
С учетом данной информации были установлены обязательные требования к товару "Буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы", в том числе в подпункте 3.2 пункта 2 электронного документа "Описание объекта закупки".
На заседании Комиссии представитель Заказчика также подтвердил, что требование подпункта 3.2 пункта 2 электронного документа "Описание объекта закупки" (Фасовка, л - "не менее 1") установлено для одного набора объемом 1350 мл из трех разных составляющих во флаконах по 450 мл.
При этом Комиссия обращает внимание на следующее.
Устанавливая в документации о закупке требования к товарам (минимальные значения; максимальные значения; значения, которые не могут изменяться; значения подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявки на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Из толкования частей 1, 2 статьи 33 Закона следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые ими заявки.
Содержание соответствующих позиций должно быть ясным, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым. Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации о закупке могут создавать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии допуска, в том числе к участию в аукционе.
В этой связи, условия документации о закупке должны содержать требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в закупке имел представление о том, в отношении каких товаров и их характеристик они сформированы.
В то же время соответствие предложения участника требованиям документации о закупке и потребностям заказчика должно следовать из заявки.
Заказчик, устанавливая требования к характеристикам товара, к содержанию, составу заявки на участие в закупке и разрабатывая инструкцию по ее заполнению, должен учитывать специфику предмета закупки и обеспечить возможность представления участниками закупки в заявках сведений о таких характеристиках товара, которые бы в полной мере обеспечивали потребность Заказчика, и при этом не ограничили круг участников закупки.
Так, Заказчиком в электронном документе "Описание объекта закупки" указано, в том числе следующее:
1. Наименование и количество поставляемого товара.
N п/п |
Наименование товара |
Единица измерения |
Количество товара |
3 |
Буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы |
Штука |
8 |
2. Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара).
На использованные при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки отсутствуют технические регламенты и документы, разработанные и применяемые в национальной системе стандартизации.
N п/п |
Наименование показателей |
Требуемое значение |
Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии (значения, указанные в данном столбце, носят информативный характер, не оцениваются при рассмотрении заявок, не включаются в проект контракта |
3. |
Буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы |
|
КТРУ 21.20.23.110-00005491 |
3.1. |
Назначение |
Для чистки и промывания гематологического анализатора |
П. 4 Правил использования КТРУ, утв. ПП РФ от 08.02.2017 г. N 145 |
3.2. |
Фасовка, л |
Не менее 1 |
Требования установлены с учетом загруженности и потребности лаборатории. в целях экономии бюджетных средств |
3.3. |
Тип раствора |
Промывающий |
Характеристика конкретизирует тип раствора |
3.4. |
Совместимость с гематологическим анализатором Medonic М, производитель анализатора BouleMedical A.B., Швеция |
Соответствие |
Согласно инструкции по использованию для гематологического анализатора Medonic М, находящимся в собственности учреждения |
Как было указано выше, исходя из письменных пояснений Заказчика, представленных в материалы дела, а также устных пояснений представителя Заказчика на заседании Комиссии следует, что при формировании электронного документа "Описание объекта закупки" в части спорной характеристики действительно имелась ввиду фасовка в литрах именно набора буферного промывающего раствора, состоящего из нескольких отдельных компонентов, помещенных в разные емкости.
При этом какого-либо упоминания в электронном документе "Описание объекта закупки", что требование к фасовке товара "Буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы" относится именно к набору, в таком документе не содержится.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что подобное описание объекта закупки не позволяет участникам электронного аукциона понять потребность Заказчика и его требования к товару, вследствие чего у участников закупки отсутствует объективная возможность подать заявку на участие в Закупке, отвечающую одновременно потребностям Заказчика и требованиям извещения о Закупке.
Как было отражено выше, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона установлено, что при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе правилом, согласно которому не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, требования извещения об осуществлении закупки к приобретаемым товарам, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки.
При таких обстоятельствах описание Заказчиком подобным образом объекта закупки повлекло к созданию необоснованных препятствий для неограниченного круга участников Закупки, повлекших сокращение их количества ввиду исключения возможности участия в рассматриваемой закупке хозяйствующих субъектов, готовых поставить товар, отвечающий одновременно потребности Заказчика и требованиям извещения о Закупке.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что подобное описание объекта закупки свидетельствует о нарушении пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона.
В соответствии с пунктом 1 постановления правительства Тульской области от 23.12.2013 N 788 (ред. от 28.12.2021) "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области" (далее - Постановление N 788) на государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:
1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;
2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;
3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);
4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах, переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Закона.
В соответствии пунктом 4 Положения заказчики, в том числе исполняют следующие функции:
осуществляют описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика, утвердившего (определившего содержание в указанной части) электронный документ "Описание объекта закупки", содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
В связи с тем, что при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки, у Комиссии отсутствует фактическая возможность рассмотреть доводы жалобы Заявителя о нарушении Аукционной комиссией положений Закона по существу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Сидоровой Лидии Николаевны (вх. N 2471 от 25.04.2022) на действия комиссии по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку реагентов для анализаторов гематологических Medonic (закупка N 0366200035622001478) необоснованной.
2. Признать государственное учреждение здравоохранения "Алексинская районная больница N1 имени профессора В.Ф. Снегирева" нарушившим пункт 1 части 2 статьи 42, пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33 Закона.
3. Выдать государственному учреждению здравоохранения "Алексинская районная больница N1 имени профессора В.Ф. Снегирева", государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок", комиссии по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 28 апреля 2022 г. N 071/06/105-359/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2022