Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Главного-специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
Государственной Третьяковской галереи: А.В. Полунина (дов. N5 от 10.01.2022),
ООО "ПОЛИМЕР-РУС": С.А. Стенина (дов. Nб/н от 19.05.2021),
рассмотрев жалобу ООО "ПОЛИМЕР-РУС" (далее - Заявитель) на действия
Государственной Третьяковской галереи (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание комплекса услуг по содержанию территорий и организации вывоза
крупногабаритного мусора и твердых бытовых отходов Государственной Третьяковской галереи. (Закупка N 0373100009922000041) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 25.04.2022 NЕИ/22858/22, документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя снят довод жалобы в отношении неправомерности установления требований о наличии положительного результата проверки сотрудников исполнителя службами ФСО, ввиду чего данный довод Комиссией Управления не рассматривался.
1. В составе жалобы Заявителем указано, что неустановление Заказчиком дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 2571) повлекло к установлению неправомерных требований в соответствии с ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системы.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе усли при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с постановление N 2571.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 17.04.2022 N0373100009922000041 объектом закупки является оказание комплекса услуг по содержанию территорий и организации вывоза крупногабаритного мусора и твердых бытовых отходов Государственной Третьяковской галереи. с начальной (максимальной) ценой контракта 27 000 000,00 рублей.
В Приложении к постановлению N 2571 дополнительные требования к участникам закупки установлены в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг и сгруппированы в разделы в разрезе сферы закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно позиции 36 Приложения к постановлению N 2571 при проведении конкурентных процедур по оказанию услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, подтверждающиеся наличием опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пп."а" п.3 постановления N 2571 положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
позиция приложения к постановлению применяется с учетом положений п.3 постановления N 2571 в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки";
позиция 36 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Таким образом, дополнительные требования к участникам необходимо устанавливать при любых конкурентных процедурах, если объект закупки включен в Приложение к Постановлению N2571 и в ряде случаев превышает определенную НМЦК.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводами жалобы представитель Заказчика пояснил, что согласно постановлению N2571 позиция 36 Приложения отнесена к Разделу "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям".
Вместе с тем Заказчиком по настоящей закупке является Государственная Третьяковская галерея, которая не относится к сфере здравоохранения, равно как и объект закупочной процедуры, что, по мнению Заказчика, указывает на то, что указанные в позиции 36 Приложения постановления N2571 дополнительные требования не могут быть применены в настоящей закупке.
Не согласившись с выводами Заказчика Комиссия Управления отмечает, что согласно п.6.1 письма Минфина России N24-01-09/10138 от 14.02.2022 вид или сфера деятельности заказчика не образует условия применения дополнительных требований к участникам закупки. Наименования разделов Приложения к Постановлению N 2571 сформированы в отношении сферы закупки (сферы закупаемых товаров, работ, услуг) и не предусматривают соотнесения с видами или сферами деятельности заказчика.
Таким образом, дополнительные требования к участникам необходимо устанавливать при любых конкурентных процедурах, если объект закупки включен в Приложение к Постановлению N2571 и в ряде случаев превышает определенную НМЦК.
Комиссией Управления установлено, что объектом закупки являются работы по содержанию территорий, Заказчику надлежало установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 36 Приложения к Постановлению N 2571.
Одновременно с этим Комиссия Управления отмечает, что положения ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе могут быть применены к участникам закупочной процедуры исключительно в случае неприменения к таким участникам дополнительных требований согласно ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.4 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении вопроса о выдаче обязательного для исполнения предписания Комиссия Управления отмечает, что победителем закупочной процедуры признано ООО "ПОЛИМЕР-РУС", обладающее согласно информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, опытом исполнения договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, соответствующим требованиям п.36 Приложения к Постановлению N2571, как и иные участники закупки, которые не вправе отозвать заявки и обязаны заключить государственный контракт.
2. Заявитель также указывает на неправомерное требование о привлечении исключительно штатных сотрудников для выполнения работ по контракту, что существенно ограничивает круг участников закупочной процедуры.
На основании п.1,3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с положениями технического задания в целях соблюдения установленного пропускного режима Исполнитель в течение 3-х рабочих дней со дня заключения договора обязан предоставить Заказчику письменный запрос на выдачу пропусков для работников, которые будут непосредственно задействованы в услугах. К запросу должны быть приложены документы, подтверждающие факт трудовых отношений между Исполнителем и работником, учетные данные работника (в т.ч. паспортные данные), фото работников в электронном виде.
В составе жалобы Заявитель указывает, что согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей), в том числе, лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера.
Таким образом, по мнению Заявителя, при оказании услуг должны быть задействованы сотрудники, на которых предоставлен пакет документов, который включает копию трудовой книжки и (или) трудового договора и (или) трудового договора по совместительству, то есть сотрудники, выполняющие работы в рамках контракта, заключенного в результате проводимой закупки должны в обязательном порядке находиться в штате организации, что является неправомерным. Указанное требование приводит к ограничению числа участников, которые не имеют сотрудников в штате, а привлекают к работе лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера или субподрядчиков.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика обратил внимание, что в аукционной документации отсутствуют указания на то, что под предоставлением "документов, подтверждающих факт трудовых отношений" Заказчик принимает исключительно трудовые книжки и (или) трудовой договор и (или) трудовой договор по совместительству. Участники закупочной процедуры вправе привлекать субподрядные организации и не иметь сотрудников в штате, что отражено в п. 5.3.3 ст. 5 проекта государственного контракта.
Таким образом документами, подтверждающие факт трудовых отношений между исполнителем и работником могут быть, как трудовые договоры, так и договоры гражданско-правового характера. Специалисты, занятые в оказании услуг, являющихся объектом закупки, могут, как состоять в штате участника закупки, так и быть привлеченными, не состоящими в его штате.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПОЛИМЕР-РУС" на действия Государственной Третьяковской галереи обоснованной в части неустановления дополнительных требований к участникам закупочной процедуры в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе и установления квалификационных требований согласно ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий К.А. Сомов
Члены комиссии Н.А. Узкий
Е.О. Сгибнев
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 апреля 2022 г. N 077/06/106-6441/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2022