Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Главного-специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей: ФГБНУ "ФНКЦ РР": С.Ю. Свободиной (дов. N427/05-03/22-10 от 30.12.2021), А.А. Фокиной (дов. N 427/05-03/22-47 от 27.04.2022),
ООО "ИГИТ": А.А. Клейменовой (дов. Nб/н от 25.04.2022),
рассмотрев жалобу ООО "ИГИТ" (далее - Заявитель) на действия
ФГБНУ "ФНКЦ РР" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение
работ по обследованию технического состояния строительных конструкций объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба "Узкое" (Стрешневых-Голицыных), XVII-XIX вв.: - Главный дом, конец XIX в.", расположенного по адресу: г. Москва, Профсоюзая ул., д. 123А, стр. 15 (Закупка N 0373100133122000055) (далее - Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 26.04.2022 NЕИ/23131/22, документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п.3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлены показатели значимости стоимостных и нестоимостных критериев, что приводит к некорректному расчету баллов участников закупочной процедуры.
Так, объектом закупочной процедуры является выполнение работ по обследованию технического состояния строительных конструкций объекта культурного наследия федерального значения, т. е. в рамках исполнения обязательств по контракту исполнителю надлежит выполнить работы по сохранению объектов культурного наследия.
В соответствии с пп. "в" п.5 Положения при проведении конкурсов значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно Приложению N2.
Согласно п.6 Приложения N2 при закупке работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: "Минимальная значимость критерия оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги": 40; "Максимальная сумма величин значимости критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации": 60.
Комиссией Управления установлено, что конкурсной документацией установлен следующий порядок определения итогового рейтинга: "Итоговый рейтинг заявки определяется путем сложения рейтингов по стоимостному и нестоимостным критериям оценки, предусмотренных конкурсной документацией, умноженных на их значимость.
- значимость стоимостного критерия оценки "цена Контракта" = 0,6 (что составляет 60 %);
- значимость нестоимостного критерия оценки "характеристики объекта закупки" = 0,3 % (что составляет 30 %);
- значимость нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" = 0,1 (что составляет 10 %)".
Таким образом Комиссией Управления определено, что установленные Заказчиком критерии значимости вышеуказанных показателей не противоречат минимальным и максимальным значениям, установленные Положением.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. В составе жалобы Заявитель указывает на установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по нестоимостным критериям.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп. "а" п.28 Положения для оценки заявок по показателям оценки,в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Так, Заявитель указывает на установление Заказчиком неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" нестоимостного критерия "Характеристики объекта закупки", а также в не установление показателей, оценивающих опыт участника закупочной процедуры, что влечет к неправомерной оценке заявок и невозможности выявления лучшего участника, что является основной целью проведения конкурса.
Комиссией Управления определено, что Заказчиком установлен в том числе следующий порядок оценки заявок по оспариваемому показателю:
"Заявке, содержащей в первой части в предложении о качестве работ (услуг) (рекомендованная форма 1 "Предложение участника конкурса в электронной форме о качественных, характеристиках объекта закупки") наилучшие условия исполнения Контракта - наибольшее число мероприятий, соответствующих требованиям:
Предложение участника электронного конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки включается в первую часть заявки. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в электронном конкурсе.
Предложение участника электронного конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" должно содержать перечень элементов производственной деятельности, отдельных выполняемые участником функций (далее - мероприятия), предлагаемых к осуществлению участником для выполнения работ (оказания услуг), указанных в Разделе "Описание объекта закупки" конкурсной документации.
Предмет оценки, определяющий исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в первой части заявки по показателю "Качественные характеристики объекта закупки", которые должны соответствовать одновременно следующим требованиям:
- предлагаемые мероприятия должны соответствовать видам работ (услуг), указанным в Разделе "Описание объекта закупки" конкурсной документации;
- предлагаемые мероприятия должны содержаться в документах системы менеджмента качества участника в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001:2015 , иными стандартами системы менеджмента качества.
Предоставление сертификата системы менеджмента качества участника в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001:2015, иными стандартами системы менеджмента качества не требуется.
Инструкция по заполнению заявки, определяющая, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок: предложение участника электронного конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки рекомендуется представить в соответствии с Формой 1, указанной в конкурсной документации "Предложение участника электронного конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки", при этом:
а). Столбец "Виды работ (услуг)" рекомендуется заполнять в соответствии c требованиями Раздела "Описание объекта закупки".
б). В столбце "Мероприятия по выполнению отдельного вида работ (оказанию отдельного вида услуг)" участнику закупки рекомендуется указывать перечень мероприятий, которые позволят оказать детализируемый вид услуги (выполнить вид работы), указанный в столбце "Виды работ (услуг)" Формы 1.
Предлагаемые участником закупки мероприятия оцениваются комиссией при оценке первых частей заявок на участие в электронном конкурсе, исходя из содержания соответствующего критерия.
Комиссией не будут учитываться мероприятия, не соответствующие установленным требованиям
Рейтинг i-й заявки по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" присваивается каждым членом комиссии, а затем, для получения оценки по показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по показателю".
При этом Комиссией Управления определено, что порядком оценки также предусмотрен критерий "Квалификация участников закупки", где Заказчиком оценивается исключительно наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
По мнению Заявителя, установленный порядок оценки допускает субъективную оценку конкурсной комиссией Заказчика заявок на участие в конкурсе, а также препятствует выявлению лучших условий исполнения контракта в связи с отсутствием в конкурсной документации надлежащего порядка предоставления информации в составе заявок на участие в конкурсе.
Так, из конкурсной документации, в том числе из установленного порядка оценки, не представляется возможным однозначно установить, каким образом оценивается число предложенных мероприятий, по каким именно работам должны быть даны мероприятия, степень описания мероприятий, степень детализации и т.д.
Детализированное и проработанное описание мероприятий Технического задания или последовательное переписывание ГОСТ не свидетельствует о большем профессионализме участника в сфере выполнения работ/оказания услуг по предмету закупки, подтверждая только определенный уровень профессионализма в порядке подготовки своего предложения в составе заявки. В том числе, качественные предложения, представляемые участниками закупки в подтверждение соответствия данного показателя критерия не являются частью Технического задания заключаемого контракта, следовательно не обязательны к реализации при его исполнении.
При этом, согласно доводам жалобы, основной показатель профессионализма Участника является опыт выполнения работ/оказания услуг смежного характера. Состав и наполнение разделов проектной документации выполняются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 87 от 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". Работы по проектированию строго регламентированы. И только выполненные проекты (контракты) могут показать объем, который выполнял участник ранее, степень сложности объектов, и качество их выполнения.
Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком установлено требование о представлении в составе заявки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), что однозначно указывает о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия в рамках выполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем в соответствии с пп. "б" п.31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 Положения.
При этом Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком не установлены положения по оценке у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, каким образом установленный порядок оценки способствует выявлению лучшего участника закупочной процедуры, с учетом отсутствия положений по учету показателя "опыт участников закупочной процедуры", а также отсутствия конкретизации оцениваемых предложений участников по показателю "Качественные характеристики объекта закупки".
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении ч.1 ст.32, п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при установлении подобным образом положений порядка оценки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Кроме того, в составе жалобы Заявитель указывает на установление неисполнимых сроков выполнения работ, а именно в технической части конкурсной документации установлено, что срок исполнения контракта, срок исполнения и цена отдельных этапов исполнения контрактов в течение 42 (сорок два) рабочих дня с даты заключения Контракта, при этом в данный период входит этап получения разрешения на выполнение работ, которое получают при наличии заключенного договора (для федерального памятника) 30 рабочих дней. Для получения данного решения необходимо подать документы, в том числе Схемы (графический план), изображающие места проведения натурных исследований в виде шурфов и зондажей (оригинал, 1 шт.), что не может физически занять меньше, чем один или два дня. Таким образом срок фактического выполнения работ 10-12 дней, что является неисполнимым и существенно ограничивает участников закупочной процедуры.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что сроки выполнения работ обусловлены потребностью Заказчика в срочном оказании услуг по контракту.
Кроме того, перечень выполняемых работ входят работы, которые могут быть начаты до получения разрешения ДКН, а именно:
- Разработка задания (проекта) на зондажи и шурфы с планами их расположения (Подрядчик может приступить к выполнению работ сразу после заключения контракта);
- Проведение реставрационных обмерных работ, фотостереообмеры фасадов (Подрядчик может приступить к выполнению работ сразу после заключения контракта);
-Оценка технического состояния несущих и ограждающих конструкций существующего здания, подлежащего реставрации (После заключения контракта Подрядчик может приступить к выполнению работ в части визуального осмотра и подготовки отчета, который будет дополнен результатами инструментального исследования после получения разрешения ДКН, на что у Подрядчика будет 12 рабочих дней).
Забор образцов при выполнении инженерных химико-технологических, микологических и энтомологических обследований строительных материалов и лабораторные исследования может быть выполнен подрядчиком в течение 12 рабочих дней после получения разрешения ДКН.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в конкурсной документации требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Также Заявителем не представлено ни одного доказательства того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно того комплекса услуг в установленные конкурсной документацией сроки. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных услуг, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при формировании конкурсной документации устанавливать такие условия определения поставщика, которые соответствовали бы всем существующим на рынке поставщикам.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИГИТ" на действия ФГБНУ "ФНКЦ РР" обоснованной в части установления неправомерного порядка оценки.
2. Признать в действиях Заказчика ч.1 ст.32, п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин
Члены Комиссии: А.З. Касимова
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 апреля 2022 г. N 077/06/106-6542/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2022